Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:31
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

Нужна ли «Гуглу» новая миссия?

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Четырнадцать лет назад создатели компании Google утверждали, что можно быть очень богатым и очень хорошим. Очень богатыми они стали, но стали ли очень хорошими?

Эндрю Кин, специально для CNN

После четырнадцати лет успешной работы Ларри Пейдж заявил в интервью газете The Financial Times, что компании Google «не нужна новая миссия». Напомним, что в 1999 году Google, тогда еще небольшой стартап из Силиконовой долины, назвал «десять вещей, которые считал правильными». Мы перефразировали тогдашние «гугловские» тезисы, чтобы они больше соответствовали нынешнему состоянию дел в компании.

Итак, десять вещей, которые мы все еще считаем правильными.

1. Что было: поставь в центр внимания пользователя, и все остальное последует.

Что стало: последуй за пользователем, и в центре внимания окажется все остальное.

Google хочет знать все о своих пользователях, чтобы делать на них деньги. Его «бесплатные» сервисы вовсе не бесплатны. Google занимается «добычей» наших персональных данных, чтобы продавать рекламу. Как хвастался бывший СЕО компании Эрик Шмидт, Google так пристально следит за нами, что знает не только то, что мы делали, но и то, что мы собираемся сделать.

2. Что было: лучше делать одно дело, но хорошо.

Что стало: лучше делать много-много дел хорошо.

Начинал Google как поисковик. Но сегодня это одна из трех самих дорогих компаний мира с капитализацией $372 млрд., которая не только заняла доминирующие позиции в рекламе, но и стала влиятельной силой в кино, в издательском, автомобильном, картографическом бизнесе и в образовании. Компания «делает хорошо» много-много-много дел. Неудивительно, что она привлекла внимание антимонопольных органов в Вашингтоне и Брюсселе.

3. Что было: быстро лучше, чем медленно.

Что стало: быстро хуже, чем медленно.

Интернет-обозреватель Николас Карр однажды спросил: «А не делает ли нас Google глупее?» В своей книге “The Shallows” , удостоенной Пулитцеровской премии за 2011 год, Карр утверждал, что Google действительно делает нас глупее. Благодаря интернет-компаниям подобным Google, считает автор, мы становимся поверхностными потребителями информации, постоянно отвлекающимися на непристойные ссылки и иной мусорный контент.

4. Что было: демократия работает в Сети.

Что стало: демократия в Сети не работает.

Недавно шеф британской разведки Роберт Ханниган заявил, что террористические группы вроде ИГИЛ с успехом используют интернет для продвижения своих радикальных антидемократических идей. Назвав социальные сети «пультом управления в руках террористов», Ханниган сказал, что, если такие компании, как Google, не будут сотрудничать со спецслужбами, Всемирная паутина неизбежно превратится в «бастион антидемократических сил и идеологий».

5. Что было: вам не нужно сидеть за столом, чтобы получить ответ.

Что стало: чтобы получить ответ вам не надо ни сидеть за столом, ни ехать в машине, ни обедать в кафе, ни лежать в постели.

Сегодня у Google гораздо больше способов добраться до своего пользователя, чем было у традиционных поисковиков. Высокотехнологичные очки Google Glass, автомобили без водителей от Google – компания стала поистине вездесущей. Где бы вы ни были, Google придет туда с новым девайсом, позволяющим отслеживать ваше поведение. Стол – это так старомодно. Сегодня Google превращает весь мир в такую среду, где все ваши движения и мысли могут быть зафиксированы и проанализированы, при этом совершенно неважно, где вы находитесь - в машине или в спальне.

6. Что было: вы можете делать деньги и не творить при этом зла.

Что стало: вы можете зарабатывать уйму денег и не делать при этом добра.

О’кей. Google ничем не хуже Exxon или General Motors. Но он ничем и не лучше. Google гордо заявлял, что можно одновременно быть очень богатым и очень хорошим. Но это, конечно, самая большая ложь Силиконовой долины. Через десять лет после своего создания Google стал одной из самых могущественных и прибыльных транснациональных корпораций мира. Его миссия – зарабатывание денег для акционеров, а не улучшение мира. Google, как и Apple, - это очень эффективный механизм по извлечению прибыли, но никак не общественная служба.

7. Что было: вокруг всегда много информации.

Что стало: все больше и больше информации вокруг.

См. пункт 5.

8. Что было: информация не знает границ.

Что стало: информация не знает границ (кроме Китая, России и Ирана).

Руководствуясь как идеалистическими представлениями, так и своекорыстными интересами, Google объявил себя информационной платформой для всего мира. Но мир – это не университетский проект в стиле ООН, такие страны, как Россия, Китай и Иран все больше ограничивают возможности своих граждан пользоваться «гугловскими» услугами. Для Google, разменявшего второй десяток, это большая проблема – как конкурировать с компаниями, пользующимися поддержкой государства (Baidu или Yandex).

9. Что было: вы можете быть серьезным и без костюма.

Что стало: вы можете быть серьезным и в костюме.

Одно из замечательных достижений Google – это разрушение традиционной корпоративной культуры. Но разрушение стало нормой. Теперь все корпорации – от IBM до Ford – хотят быть «как Google». Стиль Google – интеллектуальная игра и творчество – стал общим местом. Если вы хотите быть сегодня революционером, носите костюм. В любом другом случае вы будете выглядеть, как Ларри Пейдж.

10. Что было: быть великим – это недостаточно хорошо.

Что стало: быть Google – это недостаточно хорошо.

Google изначально задумывался как средство изменить мир. “В конечном итоге, наша постоянная неудовлетворенность тем, как обстоят дела, и побуждает нас действовать», - говорили основатели компании в 1999 году. Но сегодня Google стал одной из операционных систем мира, он – то, «как обстоят дела». Его задача – убедить миллиарды пользователей в том, что можно доверять компании, которая собирает персональные данные, чтобы получить огромные прибыли. Сегодня быть Google – это недостаточно хорошо. Будем надеяться, что к 2029 году положение изменится.

Госдума приняла закон о бюджете на три года
Реклама