Москва
3 января ‘25
Пятница

Бжезинский: нам нужен американо-китайский пакт стабильности

Известный политолог считает, что, если две главные мировые державы не справятся с процессами, разворачивающимися в мире, пострадают все

Натан Гарделс (The WorldPost)

Выступая 10 ноября в Пекине, президент США Барак Обама призвал Китай «участвовать в установлении мирового порядка», а не в его «подрыве». Один из ведущих американских стратегов Збигнев Бжезинский, занимавший пост советника по национальной безопасности при президенте Джимми Картере, считает, что надо идти дальше и формализовать американо-китайское партнерство в «Тихоокеанском акте».

В этом интервью мы попросили Бжезинского подробнее остановиться на этой идее.

WorldPost: Недавно вы говорили о необходимости «нового открытия» Китая и «Тихоокеанском пакте» между США и КНР. Почему вы выступили с этой идеей именно сейчас?

Бжезинский: Это объясняется нарастанием нестабильности в мире. Соединенным Штатам становится все труднее справляться с хаосом в одиночку. Мы видим, как Россия самоутверждается в Европе. Аннексия Крыма и дестабилизация Украины снова поставили в повестку дня вопрос об изменении границ силой – вопрос, который не поднимался в Европе со времен Гитлера. Ближний Восток радикализируется. Этот процесс уже захватывает Пакистан и Афганистан и может распространиться дальше на северо-восток – в Китай.

Сегодня Китай – это великая держава, сопоставимая в экономическом плане с США. Он также является и военной силой. И заинтересован Китай в том же, в чем заинтересованы и Соединенные Штаты, - в международной стабильности. Без стабильности главный приоритет Китая – экономическое развитие – оказывается под угрозой.

Таким образом, обе страны хотели бы предотвратить распространение насилия и нестабильности в мире.

WorldPost: И вы предлагаете альянс?

Бжезинский: Я не говорю об альянсе или каких-то тесных совместных действиях. Я говорю о двух очень важных странах, которые могли бы ответственно подойти к решению проблем, представляющих угрозу их интересам. Вместе мы могли бы дать понять миру, что великие державы заботятся не только о своем благосостоянии, но и вместе работают на благо глобальной стабильности.

Сегодня американо-китайские отношения не должны зацикливаться на узконациональных интересах каждой из сторон. Необходима более широкая повестка дня во имя стабильности, и сделать это нужно прежде, чем существующие конфликты выйдут из-под контроля. Мировой общественности нужна уверенность в том, что мы не скатываемся к хаосу.

Если сравнивать это с другим историческим моментом – 1941-м годом, такое же влияние на мир оказала Атлантическая хартия, заключенная США и Великобританией.

WorldPost: Однако Великобритания и США разделяли ценности демократии и прав человека. Могут ли стать партнерами страны с такими разными политическими системами, как Китай и США?

Бжезинский: «Хартия» должна быть серьезным делом, а не простым набором лозунгов. Да, различия между США и Китаем велики. Но что примечательно: обе страны отдают себе отчет в том, что их взаимозависимость настолько велика, что если страдает одна сторона, то страдает и другая. Это мощный стимул к укреплению сотрудничества.

Мне, например, кажется, что Китай мог бы сыграть уникальную роль в деле стабилизации на Ближнем Востоке. Франции и Великобритании не удается сыграть такую роль из-за их колониалистского бэкграунда. Репутация США пострадала из-за войны в Ираке и последовавшей затем дезинтеграции этой страны. У Китая есть серьезные экономические и энергетические интересы на Ближнем Востоке, но нет негативного политического «багажа». И поэтому он может внести серьезный вклад в восстановление стабильности в регионе.

WorldPost: Исторически Китай был «Срединным царством», доминировавшим в своем регионе. Он никогда не играл глобальной роли. Вы думаете, Китаю пришло время взять на себя такую роль наряду с США?

Бжезинский: Китай должен это сделать ради собственных интересов, которые благодаря экономическому присутствию китайцев охватывают сегодня весь мир…

Китай понимает, что нет больше гегемона, на котором лежала бы вся ответственность за поддержание глобальной стабильности. Мы должны разделить обязательства. Только две самые большие и влиятельные державы смогут установить мировой порядок, в который будут включены и другие страны – Европа, Япония, Индия, АСЕАН, Латинская Америка.

Все могут сыграть конструктивную роль в этом процессе. Так, Япония и Китай осознают, что стабильность больше отвечает их интересам, чем разъедающий отношения конфликт.

Было бы хорошо, если бы и Россия приняла участие в укреплении стабильности. Но пока она, похоже, страдает от своего рода национального фанатизма.

WorldPost: Когда может произойти то, о чем вы говорите?

Бжезинский: Надо, чтобы это произошло сейчас. Необходимо отбросить все банальности, которые обычно говорят о сотрудничестве. Если две главные мировые державы не смогут справиться с процессами, разворачивающимися в мире, пострадаем мы все.

Полная версия