Безалкогольные вечеринки – последний писк шведской клубной моды
Натали Ротшильд (The Slate)
Сотни людей заполняют танцпол. Те гости, что постеснительнее, подпирают стены, но большинство отплясывает под техно-ремикс песни Глории Эстебан… С виду обычная клубная вечеринка. За одним единственным исключением – здесь к вам не будут приставать пьяные. Потому что уже само название мероприятия – «трезвый» - указывает на его безалкогольный характер. Напитки, которые подают в баре, называются «моктели» - смесь сока лайма, мяты и имбирного безалкогольного пива стоимостью $13. Перед входом в клуб всех посетителей просят подышать в трубочку. Если прибор показывает содержание алкоголя больше ноля процентов, вас просят уйти.
По шведским понятиям этот клуб – место необычное. В 1990-х известный в Швеции исполнитель Магнус Уггла (Magnus Uggla) записал сингл под названием «Я никогда не танцую трезвым». В песне высмеивались шведские способы съема и недостаток естественного обаяния. В названии композиции обыгрывалось высказывание Цицерона «Никто не танцует трезвым, если только он не сумасшедший» (Nemo enim fere saltat sobrius, nisi forte insanit). Но постепенно идея безалкогольных вечеринок завоевывает популярность в Швеции…
Основатель «движения» 40-летний комик и телеведущий Мортен Андерссон. Девять месяцев назад он решил завязать с пьянством после двадцати лет активного участия в клубной жизни. За эти годы ему не раз приходилось просыпаться в одной постели с людьми, о которых он ничего не мог вспомнить…
Идею трезвых вечеринок поддержала Шведская ассоциация трезвости. Андерссон благодарен за поддержку, но уверяет, что его цель вовсе не в том, чтобы показать «аморальность» пьянства. Он просто хочет предложить шведам альтернативу. «Если вы хотите пойти потанцевать, пофлиртовать, поговорить с незнакомыми людьми, должно быть хотя бы одно место, где можно делать, не напиваясь», - говорит он.
Трезвые вечеринки начались в Стокгольме в сентябре, но сегодня проходят уже и в других городах. Публика обычно собирается пестрая… Андерссон говорит, что безалкогольные вечеринки привлекают людей разных возрастов. Одним просто любопытно. Другие находятся в завязке. Третьи – их Андрессон называет «йогами» - любители медитации и других духовных практик.
К последним принадлежит и Зория. Ей 30 лет. Четыре года назад она увлеклась сыроедением и с тех пор не притрагивается к алкоголю. «Раньше я пила много, - рассказывает она. – Я была настоящей клубной девчонкой, не пропускала ни одной вечеринки. Теперь я просто танцую, в этом клубе замечательная аура и энергетика. Люди хорошо проводят здесь время»…
Два друга – Халед и Моа не считают себя трезвенниками, но им тоже нравится клуб, где люди не напиваются. «Употребление алкоголя настолько вошло в привычку в нашем обществе, - говорит Халед, - что когда ты не пьешь, это выглядит чуть ли не вызывающе. Здесь я могу веселиться и не бояться, что кто-то будет заставлять меня пить»…
Для иностранцев шведская культура потребления алкоголя может показаться странной. Здесь менее строгое отношение к выпивке, чем, скажем, в США. 18-летним разрешено ходить в бары. Пьяные драки – привычное дело в ночных заведениях. В обычное время сдержанные шведы после нескольких порций спиртного становятся невероятно громкими и болтливыми.
Но хотя может показаться, что местные жители не знают меры в употреблении спиртных напитков, случаи хронического алкоголизма сравнительно редки. Просто европейские привычки – бокал вина за обедом или кружка пива за ланчем – здесь не очень популярны. Шведы мало пьют в будни, зато уж как следует отрываются в выходные…
У Мортена Андерссона своя теория по поводу отношений шведов с алкоголем. «Многие туристы, приезжающие в страну, говорят, что шведы не разговаривают с незнакомцами и очень сдержаны, - говорит Андерссон, - и вместо того, чтобы изменить что-то в себе, они напиваются для того, чтоб набраться смелости и выйти из зоны комфорта. Но это самообман, потому что, как только хмель выветривается, все возвращается в исходное положение».
«Если бы шведы смогли делать трезвыми то, что они обычно делают пьяными, мы изменили бы культуру пития в этой стране. Честно», - добавляет он.
Могут ли трезвые вечеринки стать новой статьей шведского экспорта? Трудно сказать. Но Андерссон говорит, что ему хочется доказать, что Цицерон был не прав…