Киссинджер: Путин – это не Сталин
Бывший госсекретарь США не считает нынешний кризис в отношениях России и Запада "холодной войной". Он осуждает аннексию Крыма, но сомневается в эффективности санкций
Питер Меллгард (The World Post)
Нынешний конфликт между Западом и Россией – это не то же самое, что происходило в годы «холодной войны», заявил Генри Киссинджер, выступая в Нью-Йорке на симпозиуме, посвященном 25-летию падения Берлинской стены.
Бывшему госсекретарю США 91 год, но к его мнению по-прежнему прислушиваются. «Я весьма обеспокоен той ситуацией, которая складывается сегодня, - сказал Киссинджер, - на Украине нет мира, в мировой системе нет стабильности».
Отвечая на вопрос, не видит ли он сходства между Сталиным и Путиным, Киссинджер ответил: «На самом деле нет… Я не думаю, что Путин считает политическую систему России полностью несовместимой с политической системой Запада. Он обижен на Запад и действует в манере, которая была бы понятна Петру Великому. Это грубо. Но я не считаю, что мы столкнулись с таким же явлением, как «холодная война».
Киссинджер, который так же занимал пост советника президента по национальной безопасности при Ричарде Никсоне, возложил на Запад часть вины за кризис на Украине. «Нынешняя ситуация… складывалась в течение нескольких месяцев. Я думаю, что Запад не совсем понимал, какими осложнениями она чревата, и не использовал всех возможностей для обсуждения фундаментальных проблем долгосрочного сотрудничества с Россией».
Тем не менее, Генри Киссинджер считает, что мировое сообщество не может «принять положение, когда одна страна просто отрезает кусок у другой страны, просто аннексирует часть территории в нарушение существующих международных правил».
Россия стояла за отделением Крымского полуострова от Украины в начале 2014 года. Западные правительства обвиняют Москву в том, что она дестабилизирует обстановку на востоке Украины и поддерживает сепаратистов, воюющих против центрального правительства в Киеве. Несколько дней назад сепаратисты провели выборы в самопровозглашенных республиках Донецка и Луганска, на которых пророссийские лидеры одержали «сокрушительную» победу. Администрация президента Обамы осудила эти выборы как незаконные и создающие угрозу хрупкому прекращению огня. Россия, напротив, приветствовала выборы, назвав их выражением «воли народа юго-востока» Украины.
Касаясь вопроса о санкциях против России, Генри Киссинджер провел различие между ними и санкциями против Ирана. Жесткие антииранские санкции оказались достаточно эффективными, считает он, потому что Соединенным Штатам удалось добиться поддержки своих усилий мировым сообществом. Кроме того, санкции были нацелены на иранскую атомную промышленность в целом. Санкции, введенные против отдельных лиц из окружения президента Путина – это другое дело.
«Я не уверен в правильности такого подхода… - сказал Киссинджер. – Это плохо для системы международных отношений… Что мы получим, если каждая страна начнет наказывать граждан другой страны?... Я бы использовал другие способы для того, чтобы выразить наше недовольство (действиями России на Украине)».