Цены на нефть падают из-за… Сирии
Обычно, когда нефть дешевеет, Саудовская Аравия сокращает производство для того, чтобы остановить снижение цен. Но на этот раз ничего подобного не происходит. В чем причина – в экономике или в геополитике?
Саудовская Аравия отказывается закрутить нефтяные краны несмотря на то, что избыток сырья привел к падению цен ниже $90 за баррель. Это самый низкий уровень за последние четыре года, при котором саудовцы не смогут свести свой бюджет с профицитом. Вопрос – почему Эр-Рияд поступает так?
Наиболее популярное объяснение состоит в том, что Саудовская Аравия стремится сохранить свою долю рынка в условиях, когда предложение сырья превышает спрос … То есть саудовцы предпочитают снижение цен потере покупателей.
Другие аналитики полагают, что это своего рода атака на американскую «тяжелую нефть». Затраты на извлечение такой нефти гораздо выше, чем затраты на добычу легкой саудовской. И чем цены ниже, тем менее выгодными становятся проекты по добыче нефти в США.
Однако экономические соображения могут быть неглавными. Возможно, тема доминирования на мировом нефтяном рынке уступает здесь место геополитическим интересам – начиная от поддержки своего союзника Египта, зависящего от импорта энергоносителей и кончая подрывом позиции Сирии и Ирана, а заодно и России, поддерживающей два эти режима. Конечно, низкие цены на нефть вредят Саудовской Аравии, но благодаря огромным финансовым резервам она способна выносить экономические лишения. А вот Россия и Иран, связавшие себя поддержкой режима Асада, в гораздо меньшей степени готовы терпеть снижение нефтяных цен. В более широком смысле снижение цен на нефть можно рассматривать как оружие в региональном противостоянии мусульман-суннитов, возглавляемых Саудовской Аравией, и шиитов, лидером которых является Иран.
Кроме того, относительно низкие нефтяные цены вполне отвечают и геополитическим интересам администрации Обамы, стремящейся к сдерживанию России и Ирана. Запад пытается укрепить свой контроль над Украиной и принудить Тегеран к уступкам на переговорах об иранской ядерной программе.
Однако расчеты саудовцев, в первую очередь, связаны все-таки с Сирией. Эр-Рияд финансирует суннитов, пытающихся свергнуть президента Асада, представителя алавизма, одного из ответвлений ислама шиитского толка. Свержение Асада и замена его суннитским правительством стало бы сильным ударом по позициям Ирана и шиитов.
Очевидно, что в этой ситуации Саудовская Аравия будет и дальше противостоять давлению других членов ОПЕК ради защиты своих политических интересов в регионе. Эр-Рияд способен «терпеть боль», особенно если знает, что Асаду и его союзникам еще больнее…
…Конечно, снижение цен создает для Саудовской Аравии и определенные риски. Падение доходов уменьшает возможности монархии финансировать социальные программы для населения. А ведь именно нефтяные деньги пока защищают страну от политической нестабильности, от которой так страдают соседи Эр-Рияда, как враги, так и друзья… По данным МВФ, государственные расходы Саудовской Аравии могут превысить доходы уже в 2015 году. А к 2019 году бюджетный дефицит может составить 7,4% ВВП. Цена, при которой саудовский бюджет сводится без дефицита, - $91 за баррель, сегодня нефть стоит гораздо дешевле…
Конечно, саудовцы не могут «ронять» цены все время. В декабре состоится встреча стран-членов ОПЕК, на которой может быть принято решение о сокращении производства. Тем не менее, Саудовская Аравия остается главным игроком… Это – единственная страна, которая может существенно менять соотношение спроса и предложения, увеличивая или сокращая добычу…
Андрес Кала (Consortiumnews.com)