Музеи, где история живет
В Перми завершился Всероссийский форум «Корпоративный музей» - в творческой атмосфере зарождающегося культурного кластера на бывшем заводе им. Шпагина встретились представители семи федеральных округов.
92 творческих проекта от 44 участников, представляющих музеи заводов и выставочные комплексы корпораций, а также музеи театров - состязались в 16 номинациях, победителя 17-й номинации «Общественное признание» определили по итогам онлайн-голосования на сайте конкурса raso.perm.ru
Живая история
Корпоративный музей – это живая история, точка соединения интересов многих подразделений корпорации – музейные экспозиции в сочетании с новейшими мультимедиатехнологиями это и привлечение молодого поколения к истории и настоящему предприятия, создание фундамента репутации, а значит – эффективная работа на образ и бренд корпорации, - считает организатор одноименных конкурса и форума Наталья Нечаева, директор группы «PR-Проект».
Несмотря на то, что музеи, заявившиеся на конкурс, очень разнообразны – и по сектору экономики, и по продолжительности деятельности, и по объему вложенных средств, и по ориентации на аудитории, у каждого нашлась своя «фишечка» и было чем поделиться с коллегами.
Пять футбольных полей РЖД
Гран-при конкурса в номинации «Лучший корпоративный музей» заслуженно получил музей железных дорог России, ОАО «Российские железные дороги» (Санкт-Петербург). По словам представителя музея Татьяны Шмыровой, площадь музея это «пять футбольных полей» и 118 единиц исторического подвижного состава, но не только масштабами, а качеством порадовал музей профессионалов-практиков: специалисты РЖД ищут новые форматы – визуализации, мэппинг, сочетание живых коммуникаций и электронных приложений, при этом стараются держать баланс в разного рода технологиях. В том же, что после удивительных экскурсий в этот «космос РЖД» мальчишки и девчонки мечтают стать железнодорожниками, сомнений нет, и в этом - огромная роль музея.
От центра Земли к Северному сиянию
Среди лауреатов конкурса - музейно-выставочный центр Кировского филиала АО «Апатит» (компания «ФосАгро», Кировск Мурманской области) – при населении города в 24000 человек в 2018 году музей посетили 48850. В чем секрет интереса? В тщательной подготовке экспозиции и применении новых технологий. Например, в 2016 году новая мультимедийная экспозиция музея открылась в башне – «Путешествие из недр Земли в атмосферу», где умело смогли соединить высотность башни, технологии и мультимедиа, в результате посетители путешествуют сквозь разные уровни Земли от внутреннего ядра до смотровой площадки «Атмосфера», откуда открывается вид на Хибинские горы и круглогодичное Северное сияние на куполе башни.
Домнавека
Музеи корпораций активно включаются в общий культурный контекст регионов – лауреатом в номинации «Лучшее мероприятие, посвященное Международному Дню музея» стал Музейный комплекс «Северская домна» ПАО «Северский трубный завод», ТМК из небольшого города Полевской Свердловской области – это комплекс из двух исторических зданий, экспозиции под открытым небом и Спасо-Преображенской часовни. Здание доменного цеха удалось сохранить практически без изменений с 1860 года, говорит директор музея Анна Трепалова. Музей – активный участник «Ночи музеев, партнер биеннале искусства, площадка индустриальных маршрутов – здесь на самом деле удивительное время расцвета Урала промышленного гармонично сочетается с Уралом культурным и современным.
Миллион долларов
К сожалению, это не бюджет финансирования одного из музеев-участников конкурса, но – интересный экспонат музея Центрально-Черноземного банка ПАО «Сбербанк» - чемодан с миллионом долларов встречает посетителей и уже стал героем множества сэлфи. Не менее интересны экспонаты музеев страховых компаний, банков и театров – это не только документы и свидетели эпохи, но и инсталляции, обращенные в будущее корпораций и компаний.
- Мне кажется, это во многом отличает корпоративные музеи от обычных – большинство музей сохраняют историю и обращены в прошлое, музеи корпоративные можно назвать стереоскопическими – они не только рассказывают историю предприятия и дают возможность с ней соприкоснуться, но говорят о настоящем и будущем компании – благо, в этом им помогают цифровые технологии и визуализация, - считает эксперт по коммуникациям, член РАСО Алена Август.
- Корпоративные музеи действительно уникальное направление, - уверена Ирина Еипова, генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК, председатель Комитета по коммуникациям в ТЭК РАСО, - и конкурс уникален. Он позволяет не только объединить фанатов своего дела на одной площадке, но и дать возможность обмена опытом и технологиями этим людям-патриотам.
- До сих пор такой коммуникационной площадки не было, - поддерживают участники форума, - нам важно поделиться новыми инструментами организации музейного пространства и привлечения посетителей, в том числе и понять, как лучше взаимодействовать с другими подразделениями компаний.
Когда размер не важен
Не стоит думать, что внимание форума было приковано лишь к представителям крупных корпораций – среди участников были и небольшие компании, театры, «начинающие» музеи, площадь экспозиции которых, по словам специалистов, не больше прихожей, главное – стремление к качеству контента. И если у виртуального музея АО «ОДК-Авиадвигатель» (Пермь) это виртуальный стенд, то у Пермской же кондитерской фабрики – «сладкое путешествие», у необычного Музея станка ПАО «Октава» из Тулы – цифровые экспозиции, где станок является точкой отсчета каждого этапа промышленного и исторического развития.
Энтузиасты корпораций
Корпоративные музеи собирают энтузиастов – специалисты занимаются множеством направлений. Не зря в списке номинаций конкурса – корпоративная социальная ответственность, научно-исследовательская деятельность музея, издательские проекты, digital-проекты и многое другое. Форум «Корпоративный музей» включал в себя не только конкурс, но и представил образовательную программу с участием известных специалистов музейного дела, маркетологов и исследователей развития корпоративных музеев. Организатор конкурса Наталья Нечаева на церемонии закрытия форума «Корпоративный музей» обратилась к коллегам с инициативой учредить День корпоративных музеев в календаре профессиональных праздников. Член экспертного совета Николай Никишин особо отметил, что этот день можно учредить в январе - в этом году исполнилось 310 лет с того момента, когда Петр I издал Указ об основании в Санкт-Петербурге при Адмиралтействе «Модель-каморы», предназначенной для сбора и бережного хранения моделей отечественных и трофейных кораблей. Согласно исторической справке это случилось 13 января 1709 года. И почему бы нет? будем ждать форума 2020 года.