Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Борис Андрианов: «На каждом фестивале мы создаем необычный концерт»

С 13 по 22 ноября в Москве пройдет IX Международный фестиваль виолончельной музыки Vivacello.

Арт-директор фестиваля, известный виолончелист Борис Андрианов рассказал Infox.ru о премьерах нынешнего фестиваля и об оригинальных творческих решениях, которые позволяют по-новому услышать виолончель.

Борис, Вы участвуете практически во всех концертах фестиваля и при этом являетесь еще и главным организатором программы. Как Вам удается это совмещать?

Конечно, прежде всего, я все же музыкант. Что касается организационной части, то у нас прекрасная команда, к тому же, над программой мы начинаем работать задолго до начала фестиваля. Сейчас, когда открытие фестиваля уже очень скоро, у меня роль только исполнителя и гостеприимного хозяина.

На каждом Vivacello обязательно звучит мировая премьера произведения для виолончели. Это стало уже визитной карточкой фестиваля. В этом году в качестве мировой премьеры ожидается пьеса для виолончели с оркестром британского композитора Майкла Беркли, которую он написал специально для Вас. Что это за произведение?

Дело в том, что эту пьесу я получил совсем недавно и только начал в нее вникать и изучать, поэтому сейчас мне сложно рассказать о ней подробно.

Пока я не могу добавить что-то к тому, что говорит о пьесе сам Майкл, например, то, что на ее создание его вдохновили православные песнопения, которые он услышал много лет назад в Москве.

Интересно, что у Майкла есть еще одно произведение для виолончели, которое он посвятил Мстиславу Ростроповичу.

Майкл приедет на премьеру. И я уверен, что у этого произведения будет большая интересная творческая жизнь.

А как складывается судьба премьерных произведений, которые звучат каждый год на Vivacello? Вы следите за тем, что с ними происходит?

Я могу сказать, что все эти произведения отправляются потом в свободное плавание.  Некоторые из них я продолжаю исполнять. Иногда у меня просят ноты этих произведений, и я делюсь ими с удовольствием.

Вообще, это одна из самых лучших и главных миссий нашего фестиваля - пополнение репертуарного багажа для виолончели.

Но ведь есть же классика. Как Вы считаете, насколько важно, чтобы появлялись современные произведения?

Безусловно, появление новых произведений – это очень важно.  

Я знаю, что многим слушателям интересна новая музыка, они хотят слушать такую музыку. Для нас, исполнителей, появление нового произведения в репертуаре также очень важно. Ведь виолончельный репертуар не настолько богат, как, например, репертуар скрипачей и пианистов. Мы не можем сказать, что избалованы классиками, не так много произведений написано для виолончели за все прошедшие века.

А как Вы понимаете, что новое произведение, которое написано специально для Vivacello, это действительно хорошая музыка? Ведь часто она очень непростая и сразу понять, насколько она хороша, бывает сложно.

Это понятно сразу. Есть талантливый композитор и талантливый исполнитель – тогда произведение звучит. Причем, слушателям не обязательно быть специально подготовленными для того, чтобы понять такую музыку.

А вообще любое произведение для всех рождается на сцене – будь то классика или что-то новое, современное.  Произведение рождается и умирает, оно неповторимо именно в тот момент, когда звучит.

Безусловно, я стараюсь сам максимально хорошо подготовиться к концерту, чтобы премьера прошла успешно. От исполнителя зависит очень многое.

В этом году на фестивале ожидается еще одна премьера – российская: Энрико Диндо и оркестр «Солисты Павии» исполнят пьесу Роберто Молинелли «Twin Legends». Расскажите об этом произведении и исполнителях.

Выбор произведений этого вечера полностью принадлежит прекрасному виолончелисту Энрико Диндо. Роберто Молинелли не впервые пишет для этого великолепного коллектива (кстати говоря, почетным президентом итальянского оркестра был Ростропович). Молинелли – композитор очень широкого кругозора, владеет самыми разными жанрами. И новое сочинение он написал таким образом, чтобы в нем переплелись разные музыкальные стили, их элементы, в частности, оперная мелодика и джазовые идиомы.

Еще один необычный вечер фестиваля – концерт в Мультимедиа Арт Музее. Как возникла эта идея соединить виолончель и хор?

На каждом фестивале мы обязательно создаем необычный концерт, нетрадиционный. В этом году – это концерт для виолончели вместе с Камерным хором музыкального училища имени Гнесиных под управлением Петра Савинкова.

Почему мы решили соединить виолончель и хор? Как мне кажется, самое красивое звучание, самый красивый тембр – у человеческого голоса.  А виолончель максимально приближена по тембру и по красоте именно к голосу человека. Поэтому и возникла идея объединить хор и виолончель.

Я исполнял одно произведение из этого концерта «Святый» Джона Тавенера. На Vivacello это произведение исполнит Александр Бузлов.

На этом концерте прозвучит много духовной музыки. Специально подбиралась именно духовная музыка?

Когда речь идет о произведениях для хора с виолончелью, то здесь, конечно, много духовной музыки. Хотя, та музыка, которая прозвучит на нашем концерте, это скорее размышления на тему духовности.  Я бы хотел добавить, что у тех, кто придет на этот концерт, будет возможность не только послушать редкую музыку в редком сочетании. У этого концерта еще одна важная миссия - часть сборов от него пойдет фонду помощи хосписам «Вера».

Этот фестиваль Вы посвящаете памяти известного музыканта и педагога, профессора Наталии Шаховской, которой не стало в этом году. Какую роль она сыграла в Вашей жизни?

Это мой учитель и наш главный педагог на протяжении десятилетий.  Вся программа нынешнего фестиваля посвящается ей. Русскую, да и вообще современную виолончельную школу невозможно себе представить без Наталии Шаховской. Она в течение 55 лет преподавала в Московской консерватории, а в последние годы жизни также возглавляла кафедру виолончели в Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде, объездила с мастер-классами весь мир. Каждый, кто занимался у нее, несет со сцены огромную любовь к своему инструменту, стараясь не фальшивить ни на грифе, ни в душе – как она учила, и заражать этой любовью слушателей.

Планируются ли в рамках фестиваля мастер-классы и кто сможет принять в них участие?

Многие музыканты, которые приезжают на фестиваль, будут проводить мастер-классы – в частности, Ласло Феньё, Ли-Вей Цинь, Юлиан Штекель. Это занятия для всех студентов музыкальных ВУЗов, не только для студентов Московской консерватории. И они бесплатные. В них можно участвовать и в качестве слушателя.

 

 

Полная версия