Следственный комитет России возбудил уголовное дело о геноциде в отношении Владимира Катрюка, который участвовал в уничтожении белорусской Хатыни в 1943 году.
По мнению следователей, сержант 118-го батальона охранной полиции, начальник отделения его первой роты Катрюк по указанию офицеров зондер-батальона СС «Дирлевангер» вместе с начальником штаба Григорием Васюрой и заместителем командира первой роты батальона Василием Мелешко организовал массовые расстрелы и сожжение гражданских лиц, проживающих в деревне Хатынь, а также уничтожение их жилищ. Следственный комитет подчеркивает, что коллаборационисты действовали в рамках нацистской доктрины и преследовали цель уничтожения «низших рас».
Ведомство указывает, что в Хатыни было убито 149 гражданских лиц, в том числе 75 малолетних и несовершеннолетних, а также уничтожены все жилые дома.
Васюра и Мелешко были признаны виновными в массовом убийстве граждан во время войны военным трибуналом Белорусской ССР и в 1975 году расстреляны.
Следственный комитет отмечает, что действия Катрюка и его соратников подпадают под ст. 1 указа Президиума Верховного Совета СССР №39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев..», который был издан в 1943 году и в соответствии с которым «немецкие, итальянские, румынские, венгерские, финские фашистские злодеи, уличенные в совершении убийств и истязаний гражданского населения и пленных красноармейцев, а также шпионы и изменники родины из числа советских граждан караются смертной казнью через повешение».
«Действие названного Указа не приостановлено и не отменено в установленном законом порядке», – заявляет Следственный комитет, отмечая, что военные преступления не обладают сроками давности.
«Россия, как правопреемник СССР взяла на себя обязательства по уголовному преследованию нацистских преступников и будет добиваться экстрадиции Катрюка, находящегося в Канаде», – уверяет ведомство.
Катрюк по окончании войны эмигрировал в Канаду. В 1999 году его лишили канадского гражданства в связи с подозрениями в нацистском прошлом, но в мае 2007 года это решение было пересмотрено из-за недостатка доказательств. В ноябре 2010 года возвращение ему канадского гражданства подтвердил федеральный апелляционный суд страны.