Новая расшифровка переговоров в самолете Качиньского подтверждает давление главкома ВВС на пилотов
Польские эксперты сделали новую расшифровку переговоров в кабине пилотов самолета президента Леха Качиньского, который разбился в 2010 году под Смоленском. Стенограмма содержит на треть больше слов, чем опубликованная ранее. Неизвестные ранее фрагменты переговоров подтверждают версию о том, что главком ВВС Польши Анджей Бласик, находившийся в кабине, оказывал давление на экипаж.
Как передает радиостанция RFM, в кабине пилотов в ходе всего полета находились посторонние лица. В течение 20 минут до катастрофы бортовой регистратор зафиксировал семь попыток персонала успокоить третьих лиц, которые выражались в таких фразах, как: «Тс-с-с», «Тихо!», «Выйдите отсюда!», «Черт, прекратите, пожалуйста».
Непосредственно перед посадкой всем было отдано распоряжение занять свои места, однако Бласик, по всей видимости, не подчинился этому требованию. Напротив, он пытался руководить действиями экипажа. В частности, он заявил пилотам при попытке посадки: «Это факт, мы должны сделать это, до конца». После первого срабатывания сигнализации «TERRAIN AHEAD» («Впереди земля») он задал вопрос летчикам относительно того, есть ли у них «и-де-и», а на высоте 300 метров подбодрил их: «Получится, смело».
Кроме того, из расшифровки стало известно, что в ходе полета шел разговор неустановленных лиц о пиве. Первый собеседник спрашивает: «Что это?», на это следует ответ: «Пиво. А ты не пьешь?». После этого стюардесса предлагает одному из находившихся в кабине пиво, и тот соглашается.
В отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) ранее сообщалось, что в крови Бласика нашли 0,6 промилле алкоголя.
Радиостанция указывает, что предыдущие копии записи переговоров в кабине пилотов были сделаны с частотой дискретизации 11 кГц. Однако в самолете Качиньского использовалась нештатная магнитная лента. Оказалось, что для получения наилучшего качества следовало преобразовывать сигнал с частотой 96 кГц. Новое исследование также ставит под сомнение вывод Краковского института судебных экспертиз о том, что на записи могли быть зафиксированы слова, произнесенные в пяти метрах от входа в кабину.
Позиция прокуратуры
С комментарием публикации переговоров выступила Главная военная прокуратура Польши. Как заявил прокурор Марчин Максян, экспертам действительно удалось расшифровать на 30% больше слов по сравнению с предыдущей стенограммой. Однако опубликованная радиостанцией интепретация записи содержит неточности, отметил он.
«Окружная военная прокуратура в Варшаве проанализировала опубликованные в СМИ материалы. Прокуратура заявляет, что этот материал хоть и содержит в ряде пунктов цитаты, вытекающие из стенограмм, включает также ряд неточностей, как в содержании сказанных фраз, идентификации говоривших, так и в комментариях, не являющихся интерпретацией экспертов», – цитирует Максяна ТАСС.
«Токсикологические экспертизы исключили, что кто-либо из экипажа, как и другие лица, которых касаются сегодняшние сообщения, находились в момент катастрофы под влиянием алкоголя», – подчеркнул прокурор, добавив, что по факту противоправной публикации стенограммы возбуждено отдельное дело.
Польский президентский Ту-154М разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек – восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его жена и высшие лица государства, летевшие на траурные мероприятия по случаю 70-летия Катынского расстрела. Польская прокуратура считает, что ответственность за создание аварийной ситуации и неумышленное доведение до катастрофы несут два российских авиадиспетчера.