Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев принял участие в заседании Общественной палаты Нижегородской области. Темой заседания была организация профориентационной работы среди учащихся школ, молодежи и населения региона.
В мероприятии также приняли участие председатель Общественной палаты Нижегородской области Роман Стронгин, председатель законодательного собрания Евгений Лебедев, министр образования области Сергей Наумов, генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев.
Как отметил Шанцев, работой по профориентации нужно серьезно заниматься, «нужно создавать общественное мнение, привлекать к этой теме все здоровые силы общества». «Мы долгое время считали, что нам инженеры не нужны, машиностроение не нужно, и электроника тоже. У нас денег много, продадим “газ-нефть” и все купим, а сейчас деньги есть, но нам не продают… Очевидно совершенно, что собственная технологическая безопасность для государства очень важна, поэтому сейчас нужна грамотная программа по импортозамещению, а чтобы выпускать высококачественную, конкурентоспособную продукцию нужны профессиональные рабочие и инженеры», – заявил глава региона.
«Одним из последствий 90-х годов стало падение престижа рабочих профессий и, как следствие, сокращение притока молодежи на производство. Корни этой проблемы, в первую очередь, лежат в ментальной плоскости. Законодательное собрание принимает активное участие в ее решении, мы стараемся искать различные формы и методы, активно взаимодействуем со студентами, проводим дни законодательного собрания в вузах, организуются дискуссионные площадки. Но я уверен, что необходимо развивать профориентацию, начиная со школьной скамьи, чтобы ребятишки понимали, что профессия рабочего – очень уважаемая и важная. Нужно возвращать в школьное образование профессиональную подготовку, развивать систему профессионально-технического образования. Это позволит снова сделать рабочую профессию престижной», –подчеркнул Лебедев.
Спикер регионального парламента отметил, что важнейший ресурс собрания – это законодательная инициатива. Он призвал представителей промышленных предприятий, высших и средних учебных заведений выходить с предложениями по решению проблемы, чтобы в будущем они могли лечь в основу проектов изменений в региональное и федеральное законодательство.
По словам Цыбанева, вопрос выбора профессии очень важный. «У нас сегодня выпускники не понимают, кем хотят стать, и выбирают специальность либо под давлением родителей, либо СМИ, либо агрессивной рекламы. А потом получают диплом, который не востребован на рынке труда. Конечно, объединив все усилия правительства, промышленников, директоров школ, музеев, центров технического творчества, можно помочь выпускникам правильно выбрать профессию в соответствии со своими способностями. Но начинать профориентацию нужно с 5-6 классов. Организовывать экскурсии на заводы, в музеи, и промышленники к этому готовы», – сказал гендиректор ассоциации.
«Мы понимаем, что на новые заводы – “Даниеле”, ”РусВинил“, новый машзавод, нужны квалифицированные кадры, а это 2,5–3 тысячи новых рабочих мест. Нижегородской области, по оценкам экспертов, нужно 12 тысяч рабочих, а мы готовим 5,5. Нам нужно не 17 ресурсных центров, а более 30. В этом году мы введем 5 ресурсных центров, и тогда не только выпускники смогут получить профессию, но и взрослые люди смогут переобучиться и получить востребованную на рынке специальность, которая даст им возможность больше зарабатывать, содержать семью, а нам возможность направлять заработанные бюджетом деньги на развитие области», – заявил Шанцев.
По итогам заседания было принято решение о мониторинге реализации принятых общественной палатой Нижегородской области рекомендаций по вопросу создания в регионе траектории образования от рабочего до инженера и разработке гибкой системы профориентационной работы среди жителей региона.
В 2007 году в Нижегородской области стартовал проект создания инновационных ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики области. По данным министерства образования региона, с 2010 года активизирована работа по созданию ресурсных центров на базе профессиональных образовательных организаций за счет средств областного бюджета и ведущих работодателей региона на паритетных условиях. Благодаря совместным усилиям правительства, бизнеса и общественных организаций в регионе создано 17 инновационных образовательных ресурсных центров, оснащенных высокотехнологичным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием.
В этих образовательных учреждениях применяются современные тренажеры – имитаторы сложного технологического оборудования, которые полностью компьютеризированы и позволяют осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку рабочих и специалистов с использованием инновационных технологий и обеспечивать выполнение обучающимися высокоточных работ при решении сложнейших производственных задач. В таких образовательных учреждениях работает высококвалифицированная команда педагогических работников, усиленная молодыми кадрами нового поколения. Все они прошли специальную подготовку по освоению высокотехнологичного производства на ведущих предприятиях региона, в том числе за рубежом. Созданные ресурсные центры позволили аккумулировать новые образовательные и производственные технологии, которые способствовали открытию центров прикладных квалификаций.