Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Евгений Муравьев: «Муниципалитетам необходимо поддержать печатную периодику»

Печатные средства массовой информации переживают ныне сложные времена: бурное развитие интернета, падение тиражей, удорожание типографских расходов, сокращение доходов от рекламы – все это больно бьет по финансовому состоянию газет и журналов, находящихся ныне на грани выживания. Одной из главных угроз существованию печатной прессы является также сокращение точек её розничной торговли. Как донести газету до читателя, как сохранить точки продажи прессы? О поддержке системы розничного распространения периодических печатных изданий в Нижегородской области мы поговорили с первым заместителем министра информационных технологий связи и СМИ Нижегородской области, ответственным секретарем издательского совета Нижегородской области Евгением Муравьевым.

– Евгений Витальевич, с развитием интернета постоянно ведутся разговоры о том, что он в скором времени полностью вытеснит печатные газеты и журналы. Вы разделяете столь пессимистичные прогнозы относительно печатной прессы?

– Отвечая на ваш вопрос, я лучше сошлюсь на результаты социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) перед самым новым годом – ко Дню российской прессы. Этот соцопрос показал, что большинство россиян пока не готовы отказаться от чтения печатной периодики, несмотря на то, что аудитория электронной прессы стремительно растет.

73% опрошенных признались, что не готовы совсем отказаться от бумажных СМИ. И только 17% заявили, что могут полностью перейти на чтение электронных версий изданий в интернете. По данным ВЦИОМ, печатные СМИ просматривают три четверти россиян (77%), из них 12% — ежедневно, а каждый третий (31%) — несколько раз в неделю. При этом печатную прессу предпочитают, прежде всего, люди пенсионного возраста (84% против 61% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет). Кроме того, каждый второй россиянин (51%) заявил, что предпочтет прочесть заинтересовавшую его статью в печатном, нежели в электронном издании (в 2013 году так ответили 58% респондентов).

Так что, хоть интернет и развивается семимильными шагами, хоронить печатную прессу как минимум преждевременно. Кстати, отмечу, что пережив моду на электронные книги, многие сегодня вновь возвращаются к обычным книгам – это, конечно, дело вкуса, но взять с книжной полки изданную в качественной типографии на хорошей бумаге красивую книгу или просто включить планшет – это две совершенно разные вещи. Нам, безусловно, нужно не просто сохранять привычку, но и даже культивировать любовь людей к чтению. А чтение газет – это элемент повседневной культуры во всех цивилизованных странах.

– Но согласитесь, что печатной прессе трудно конкурировать с электронной уже хотя бы потому, что она более затратна. И в плане производства, и в плане распространения.

– Вы правы – бумага, типографские услуги, распространение растут в цене. А доходы от рекламы в нынешних условиях сильно упали. Надеяться же только на господдержку – это бесперспективный путь, газете, прежде всего, нужно быть интересной для читателя, стать такой, чтобы читатель захотел приобрести тебя – подписаться или купить в розницу. А это уже зависит от содержания или, как сейчас говорят, контента. Здесь на первый план уже выходят профессионализм журналистов и менеджмента каждого издания. А как иначе – конкуренция, побеждает тот, кто наиболее интересен читателю. А он голосует рублем!

– У печатных СМИ одна из главных проблем – это как дойти до читателя. У электронных проще – купил компьютер, подключил интернет и читай на здоровье. А печатную газету еще надо где-то купить. Как организована система реализации газет в Нижегородской области?

– Если говорить о системе продажи газет, то на территории области (включая Нижний Новгород) сегодня действует 1136 торговых объектов, реализующих печатную продукцию. То есть получается одна торговая точка примерно на 2200 человек. Из них 655 – это киоски, а остальные – торговые объекты внутренней дислокации, расположенные в административных зданиях, бизнес-центрах, больницах, магазинах, почтовых отделениях.

Но если считать только специализированные киоски прессы, то по результатам мониторинга, проведённого Ассоциацией распространителей печатной продукции в прошлом году, Нижегородская область заняла по обеспеченности населения киосками прессы только 32-е место: один киоск примерно на 5 тысяч человек, что вдвое ниже норматива. Это, конечно, не может нас не тревожить.

– Кому принадлежат эти киоски и торговые точки? Кто их собственники?

– Лидирующие позиции в розничной торговле газетами и журналами в области занимает Нижегородское ОАО «Печать». Вторым по значимости региональным оператором является ООО «Шанспресс». Небольшая часть объема розничной торговли печатными изданиями приходится на индивидуальных предпринимателей. Доля печатной продукции (включая периодические издания) в ассортименте киосков прессы составляет около 55 процентов. Конечно, нам хотелось бы большего.

Кстати, несколько особняком здесь у нас стоит Дзержинск: если в областном центре Нижнем Новгороде один киоск печати приходится на 3200 жителей, то в Дзержинске одна торговая точка – на 2509 жителей. Неслучайно по версии Ассоциации распространителей печатной продукции в рейтинге городов России Дзержинск занял почетное восьмое место. Ведущее место в розничном распространении печатных СМИ на территории Дзержинска занимает сеть распространения газетно-журнальной продукции «Пресс-курьер», включающая в себя 35 киосков и 13 специализированных торговых объектов внутренней дислокации.

Но хочу подчеркнуть, что если взять регион в целом, то в районах, муниципальных образованиях области основная часть газет и журналов распространяется через подписку. В общем объеме распространения периодики в рамках 52 муниципальных районов и городских округов области на подписку приходится более 90 процентов.

В 30 муниципальных районах в системе распространения печати киоски прессы совсем не используются. Розничная торговля печатной продукцией там ограничивается в основном возможностями отделений почты. Поэтому развитие сети розничного распространения периодической печати в районах области было и остается одной из приоритетных задач.

– И как вы намерены её решать?

– У нас в регионе действует межведомственная рабочая группа. Она в постоянном режиме анализирует состояние розничной сети по распространению прессы, содействует ее развитию и расширению.

Могу сказать, что заметный прогресс в этом плане отмечается в крупных городах и районных центрах – таких, как Дзержинск, Арзамас, Балахна, Богородск, Выкса, Павлово, Лысково. Киоски прессы обычно устанавливаются на центральных улицах и площадях, вблизи с административными зданиями, около торговых и культурно-досуговых центров и других мест массового скопления людей…

– Извините, перебиваю, но это всё как-то регламентировано законодательно?

– Конечно, а как же иначе: когда начинается самодеятельность – пропадает системный подход! Размещение нестационарных торговых объектов – и киосков прессы в том числе! – осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования или городского округа, на территории которого размещается объект. А также в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области №89 от 22 марта 2006 года «Об утверждении типовых правил работы объектов мелкорозничной сети на территории Нижегородской области».

Все реализующие печатную продукцию нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со схемой размещения, ежегодно утверждаемой органами МСУ в соответствии со статьей 10 Федерального закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Выделение мест под установку киосков и павильонов прессы осуществляется на конкурсной основе в рамках размещения муниципального заказа. Срок действия аренды на земельный участок устанавливается исходя из договора, заключаемого между сторонами. Обычно это от года до 3 лет. Арендные ставки колеблются в месяц от 20 до 300 рублей за квадратный метр.

– На какую поддержку могут рассчитывать предприниматели, занимающиеся розничной продажей газет и журналов в Нижегородской области?

– Еще в июле 2013 года из-за серьёзного сокращения розничных продаж печати по всей стране Минкомсвязи РФ выпустило Рекомендации по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий в субъектах Российской Федерации. На основании этого документа Мининформ Нижегородской области разработал Рекомендации по развитию региональной системы розничного распространения печатной продукции. Там прописаны дополнительные меры по поддержке отрасли с учетом особенностей нашего региона.

Наше министерство активно работает над тем, чтобы главы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области серьёзно отнеслись к этому документу. И в части разработки оптимальных схем дислокации торговых объектов. И в части адекватной (льготной) арендной ставки. А также по подключению к сетям и благоустройству.

– Ну, вот конкретнее – что рекомендовано в этом плане главам МСУ области?

– Начнем с того, что расчёт количества киосков прессы мы рекомендуем производить, исходя из следующих ориентиров: в городах Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Саров, Павлово, Кстово, Бор, Выкса и Балахна – не менее одного киоска прессы на 1500 человек; в районах области – не менее одного киоска прессы на 2500 человек; а в населенных пунктах с населением менее 50 000 человек – не менее одного киоска прессы на 4000 человек.

Рекомендуемая площадь киоска прессы – не менее 9 м2, павильона прессы – до 50 м2. Архитектурное и декоративное оформление киосков прессы в пределах одного населенного пункта рекомендуется выполнять в едином стиле. И печатная продукция там должна составлять в общем ассортименте не менее 60%.

– Это всё?

– Нет, не всё. Органам муниципальной власти рекомендуется также содействовать использованию киосков прессы для предоставления рекламных услуг и платных (при наличии контрольно-кассовой техники) услуг для населения. Схему дислокации киосков прессы в населенном пункте нужно выстраивать таким образом, чтобы она была удобной большинству его жителей. Мы говорим, что в районах жилой застройки киоски прессы целесообразно размещать в местах массового скопления людей – возле торговых, административных, культурных и спортивных учреждений, на центральных улицах и площадях, там, где высокий пассажиропоток.

– А льготы? Что о льготах?

– Мы, конечно же, понимаем, что важнейшим условием успешной работы розничных сетей по реализации печатной продукции является применение органами муниципальной власти льготных расценок на аренду киосков прессы. Поэтому мы рекомендуем применять здесь следующие арендные ставки: для Нижнего Новгорода – не выше 30 рублей за м2 в месяц, для городов Дзержинск и Арзамас – не выше 20 рублей за м2, для городов с населением до 100 тысяч человек и сельской местности – не выше 5 рублей за м2 в месяц.

Далее – при оформлении разрешительной документации на размещение киосков прессы мы рекомендуем устанавливать срок ее действия не менее пяти лет с правом автоматической пролонгации.

Плюс к этому подключение киосков прессы к электросетям и согласование места размещения киосков со службами энергоснабжения и экологического надзора рекомендуется осуществлять в срок не более одного месяца. А плату за использование опор наружного освещения рекомендуем вообще не взимать. При расчете же объема благоустройства вокруг киоска прессы органам муниципальной власти мы рекомендуем ограничивать территорию благоустройства двумя метрами от каждой стороны киоска.

– В принципе, при выполнении всех этих ваших рекомендаций муниципалитетами у розничной торговли прессой есть шансы выжить, а не окончательно протянуть ноги. Иначе, наши потомки о том, что газету можно было купить, будут знать только по кадрам архивной кинохроники…

– Добавлю, что кроме всего вышеперечисленного, мы также рекомендовали органам муниципальной власти содействовать созданию новых точек по реализации печатной периодики на площадях торговых, культурно-досуговых, лечебных и административных учреждений.

И в свою очередь предприятиям розничного распространения прессы мы рекомендовали пополнять ассортимент своих киосков за счет общественно-политических и социально ориентированных газет и журналов, создавать условия для увеличения объема их реализации, ориентироваться на применение модернизированных киосков и павильонов прессы с учетом современных требований и возросших запросов людей.

Главам муниципалитетов нужно понять, что при сложившейся рыночной конъюнктуре обеспечить расширение и эффективное функционирование сети розничного распространения прессы можно только в том числе и при поддержке органов муниципальной власти. В возможностях муниципальной власти содействовать созданию условий для расширения ассортимента услуг, предлагаемых в киосках прессы. Перечень этих услуг можно дополнить приёмом различных платежей, размещением на киосках рекламных материалов и т.д.

– Спасибо за интервью, будем надеяться, что эта работа и выполнение ваших рекомендаций принесут свои плоды: газетные киоски не исчезнут с улиц наших городов и посёлков, и мы по-прежнему сможем покупать свежую прессу.

– Да, и в заключении хочу ещё раз подчеркнуть, и чтобы главы муниципалитетов это понимали, что все действия и планы Правительства Нижегородской области в сфере распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции направлены на обеспечение свободного доступа граждан к источникам информации, свободной конкуренции на рынке периодики, и главное – информационной безопасности личности и всего нашего общества.

Полная версия