Financial Times: Путин предлагал Меркель «чеченский вариант» урегулирования на Украине
Во вторник газета Financial Times начала публикацию материала «Битва за Украину: как Запад потерял Путина». В первой части статьи сообщается, в частности, о предложении российского президента по урегулированию украинского конфликта, которое шокировало канцлера Германии Ангелу Меркель.
На ноябрьских переговорах с Меркель в австралийском Брисбене Путин почти два часа объяснял свое видение международной обстановки, рассказывая об объявленной Западом победе в холодной войне, приближении НАТО и ЕС к российским границей, безответственной политике в Ираке, Афганистане и Ливии. Как передает русская служба Би-би-си, когда Меркель попыталась перевести разговор на тему урегулирования украинского кризиса, Путин предложил действовать по «чеченскому варианту»: обеспечить лояльность сепаратистов автономией и деньгами.
Как утверждает Financial Times, Меркель «была в шоке». По мнению авторов материала, предложенный российским президентом вариант может казаться логичным для бывшего полковника КГБ, но не для дочери пастора из Восточной Германии «с ее глубоко укоренившимся чувством справедливости».
Уже на следующий день в Сиднее Меркель позволила себе гораздо менее осторожные заявления, чем до тех пор, предупредив, что Россия может угрожать не только Украине, но Грузии или Балканам, излагают «Ведомости» содержание материала.
Газета также отмечает, что Меркель считается в дипломатических кругах лучшим переговорщиком с Путиным, поскольку почти ровесник ему, владеет русским языком (а российский президент – немецким), тщательно готовится к переговорам, изучая все мелкие детали вплоть до расположения блокпостов. Кроме того, именно Меркель может показать Путину действительную реакцию Запада на действия Кремля, так как российского лидера, по мнению дипломатов, окружают люди, которые боятся говорить ему правду без прикрас. О ложном информировании Путина может свидетельствовать его удивленная реакция на единство ЕС по поводу санкций, отмечают они.
При этом до украинского кризиса Меркель считала Путина просто трудным партнером, но теперь уверена, что Путин может лгать в переговорах – например, отрицая участие российских военных в операциях в Крыму и на востоке Украины, пишет Financial Times со ссылкой на дипломатический источник. Что касается Барака Обамы, то он вообще не находит общего языка с Путиным. Неназванный американский дипломат в отставке связывает это с тем, что Обама смотрит на мир, исходя из необходимости взаимовыгодных (win-win) отношений, а Путин убежден, что в международной политике действует только принцип «кто кого».