Крупнейшие мировые производители алкоголя Bacardi Limited и Diageo рассматривают вопрос о разливе виски в России. Сильный рост акцизов вынуждает импортеров крепкого алкоголя искать способы сокращения издержек, а производство в России позволит снизить себестоимость до 20 %.
Газета «Коммерсантъ» узнала о планах Bacardi от трех участников рынка, к двум из которых компания обращалась с предложением организовать контрактный разлив. Один из собеседников уточнил, что Bacardi хочет разливать по бутылкам в России виски William Lawson's. Это самая крупная по объемам марка в стране – по данным Euromonitor International, в 2013 году ее продажи составили 7,1 млн литров – 18,3 % от всех продаж виски. Официально российское подразделение Bacardi, однако, не подтверждает намерение организовывать разлив продукт на месте.
Аналогичные планы есть у компании Diageo (виски Johnnie Walker). Переговоры о разливе ведутся с компанией «Ладога», на мощностях которой Diageo уже выпускает водку «Смирновъ» и специально созданный для российского рынка ром Shark Tooth.
Данные таможенной статистики свидетельствуют, что объемы импорта виски в РФ неуклонно росли начиная с 2009 года, но в 2013 году впервые упали на 2,4 % к уровню 2012 года. Доля Diageo в прошлом году составила 31,66 % с ростом объемов на 8 %, Bacardi – 14,75 % (снижение объемов на 25 %), Pernod Ricard – 12,24 % (минус 15 % по объемам за год).
При разливе виски в России снижение себестоимости может составить 15-20 %, считает глава «Ладоги» Вениамин Грабар. Как считает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз, желание разливать виски в России связано со стремлением удержать цены на конкурентном рынке в условиях сильного роста акциза на крепкий алкоголь (за пять лет ставка выросла на 138 % – с 210 рублей в 2010 году до 500 рублей в текущем 2014 году.