Эксперт: Путин выдвигал условие для обмена Савченко
Процесс по делу украинской летчицы Надежды Савченко подходит к концу, скорее всего, Донецкий городской суд Ростовской области даст ей реальный срок - поэтому возникает вопрос об обмене, заявил юрист Игорь Ремесло.
Прокуроры запросили для Савченко, обвиняемой в пособничестве в убийстве российских журналистов и незаконном пересечении границы с РФ, 23 года тюрьмы. Приговор будет оглашен 21-22 марта. «С большой долей вероятности приговор будет обвинительным, а наказание - жестким», - сказал Ремесло РИА Новости.
Юрист отметил, что все претензии адвокатов Савченко относительно того, что Россия не имеет права судить украинскую гражданку по обвинению в преступлении, совершенном на территории Украины, не имеют под собой основы.
Согласно ч.3 ст.12 УК РФ, к уголовной ответственности на территории России могут быть привлечены иностранные граждане, совершившие преступление за пределами страны, если оно было направлено против гражданина РФ, напомнил Ремесло.
Статус Савченко как депутата Парламентской ассамблеи Совета Европы также не является препятствием для суда над ней в России, считает эксперт. Российский закон и международное законодательство (Устав Совета Европы) не допускают освобождения от уголовной ответственности в связи с членством в ПАСЕ, иммунитет депутата распространяется только на его высказывания и голосования в ходе работы ПАСЕ, сообщил Ремесло. События же, за которые судят Савченко, произошли задолго до того, как она была избрана в ПАСЕ.
Попытки адвокатов летчицы оспаривать обвинения с помощью материалов, собранных на Украине, оказались безуспешными, так как у защиты нет полномочий собирать доказательства на территории Украины, отметил Ремесло.
Ситуацию осложнило поведение адвокатов Савченко, считает эксперт. Они активно привлекали внимание СМИ к этому делу, организовывали митинги в поддержку своей подзащитной, подчеркивая, что их цель - «дискредитировать российский суд». «Всё это явно не пошло на пользу подсудимой, наоборот - настроило против нее общественность, обвинителей и суд», - уверен Ремесло.
Эксперт не сомневается, что Савченко признают виновной. Защита уже заявила, что не будет обжаловать приговор, при этом адвокаты уверяют, что возвращение Савченко на Украину - вопрос ближайшего времени.
Однако сама подсудимая выступила против своего обмена на россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, которых на Украине обвиняют в незаконном пересечении границы, незаконном ношении оружия и участии в террористической организации, напомнил Ремесло.
По его словам, «ранее относительно обмена Савченко велись переговоры между российской и украинской сторонами, однако результаты их достоверно неизвестны». Между тем сегодня президент Украины Петр Порошенко заявил, что за почти два года, как Савченко находится в заключении в РФ, вопрос ее обмена Россией ни разу не поднимался.
Что касается российского президента, то когда в декабре 2015 года Владимиру Путину задали вопрос об обмене Савченко, он ответил, что обмен должен быть равноценным, и призвал менять «всех на всех».
С точки зрения юриста, других вариантов обмена Савченко практически нет. Так, ей вменяется пособничество в убийстве двух российских граждан, в то время как удерживаемые на Украине Ерофеев и Александров обвиняются в участии в террористической деятельности. «Очевидно, что такой размен нельзя признать полноценным», - заявил юрист.
Позиция защиты Савченко такова, что она, будучи военнослужащей, исполняла в Донбассе свой воинский долг. Однако украинское руководство «не объявило войну и не ввело военное положение», напомнил Ремесло. Соответственно, у Савченко нет статуса военнопленной, к ней не применимы нормы и механизмы конвенций об обмене военнопленных.
Таким образом, кроме предложенного Путиным варианта, обмен Савченко возможен исключительно в плоскости уголовного процесса - либо в форме помилования, либо через направление ее для отбывания наказания на Украину, отметил юрист.
Помилование представляется ему маловероятным, так как Савченко не считает себя виновной и не собирается о нем просить. Что касается варианта с передачей ее для отбывания наказания на Украину, то в таком случае Киеву придется признать виновность военнослужащей.
«Обмен должен быть произведен по предложенной Владимиром Путиных схеме «всех на всех», - считает Ремесло. Впрочем, по его мнению, здесь может возникнуть препятствие: Украина «удерживает сотни пленников, большинство из которых задержано вовсе не за участие в боевых действиях против Киева, а за несогласие с политикой новых властей».
«И как согласовать передачу в рамках норм Конвенции СНГ о передаче осужденных тех, кто еще не получил приговор и вообще не является российским гражданином?» - задается вопросом юрист. «Единственный путь для такого согласованного обмена - международное соглашение в рамках переговоров между Москвой, Киевом и представителями ДНР и ЛНР», - считает он.