Специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) разработали и испытали два малошумных вентилятора системы жизнеобеспечения Международной космической станции (МКС).
Созданная учеными ЦАГИ конструкция вентиляторов позволяет снизить уровень шума на 5,5 и на 8 децибел при сохранении заданных аэродинамических параметров. При этом исследователи отмечают, что снижение даже на 1,5--2 децибела стало бы существенной величиной.
Для снижения уровня шума вентиляторов специалисты провели расчеты по оптимизации акустических параметров и выполнили аэродинамическое проектирование. После разработки конструкции они изготовили и испытали образцы вентиляторов.
Малошумные вентиляторы создают высокое давление воздуха при малых скоростях его потока.
Согласно сообщению Роскосмоса, применение новых малошумных вентиляторов ЦАГИ улучшит условия работы экипажей МКС.
Известно, что проблема повышенного шума на МКС появилась с самого начала ее работы. Космонавты рассказывают, что на МКС постоянно шумят вентиляторы, которые помогают все время перемешивать воздух и распределять его по станции. Находящиеся на МКС космонавты и астронавты вынуждены использовать беруши для сна. Также они рассказывают, что для отдыха от шума часто предпочитают находиться во временно состыкованных с МКС космических кораблях.
Также известно, что уровень шумов на МКС превышает нормы, при этом в американском сегменте тише, чем в российском.
Периодически на МКС проводятся измерения уровня шума и поиск наиболее сильных его источников. В апреле этого года первый корейский космонавт Йи Сойон для этих целей использовала специально разработанный в Южной Корее шумомер, который не только определяет расположение источника шума и его силу, но выдает графическое отображение шума на экран. В результате была составлена карта шумов МКС, которая по соглашению между южнокорейской и российской сторонами будет использоваться для снижения уровня шума на станции.
В ЦАГИ исследования по авиационной акустике начались еще в конце 1950-х годов в связи с необходимостью снижения шума пассажирских самолетов. Уровень шума по мере роста мощности двигателей становился невыносим для пассажиров. Параллельно с этим решалась проблема возникающих вибраций, которые сказывались на прочности летательных аппаратов и работоспособности бортовой аппаратуры. На основе этого сложилось целое направление аэроакустики, занимающееся обеспечением допустимых уровней шума, а также снижением акустических нагрузок на конструкцию аппаратов.
Для этого потребовалось разрабатывать методы снижения уровня акустических нагрузок и увеличения эффективности звукоизоляции и звукопоглощения конструкций.
Помимо применения в авиации разработанные в ЦАГИ технологии использовались при разработке «Бурана».