Москва
16 ноября ‘24
Суббота

На приморский нефтезавод пожаловались в Совбез

Приморские специалисты требуют не допустить строительства нефтеперерабатывающего завода на мысе Елизарова. Залив Восток -- одна из самых чистых акваторий побережья Приморья, где воспроизводятся 687 видов морских растений и животных.

Экологи Приморья направили в научный совет при Совете безопасности документы, в которых приводят данные ученых ДВО РАН об опасности строительства Приморского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на мысе Елизарова, в районе природного морского заказника «Залив Восток». Об этом сообщил председатель Координационного совета по экологическим проблемам Приморского края Борис Преображенский, передает РИА «Новости».

Официального заключения Ростехнадзора пока нет, но экологи заявляют, что проект, скорее всего, будет одобрен. «По нашим данным, большинство членов комиссии признали, что проектная документация соответствует экологическим требованиям. И хотя официального заключения комиссии нет, мы опасаемся, что проект будет одобрен», -- сообщил Преображенский.

Строительство завода на мысе Елизарова, по мнению экологов, нанесет непоправимый ущерб морскому заказнику «Залив Восток», после этого значительно снизится рекреационный потенциал прибрежных акваторий для населения всего Дальнего Востока России.

«Пакет документов, в которых собраны данные ученых о нецелесообразности строительства завода в заливе Восток, направлен на имя члена научного совета при Совбезе РФ, вице-президента РАН, академика Николая Лаверова. Мы надеемся, что он поднимет вопрос о недопустимости строительства на Совбезе, в Российской академии наук, правительстве РФ», -- отметил Преображенский.

Строительство НПЗ в районе залива Восток, по мнению ученых, приведет к сокращению биоразнообразия, что помешает федеральным и краевым программам по развитию прибрежного рыболовства, марикультуры. Сейчас, по данным экологов, залив Восток -- одна из самых чистых акваторий побережья Приморья, здесь представлены все типы подводных ландшафтов Японского моря. Это место воспроизводства 687 видов морских растений и животных, часть из которых промысловые, а некоторые включены в Красную книгу.

Экологические организации Приморья добивались, чтобы в состав Государственной экологической экспертизы по дальневосточным проектам, включая проект Приморского НПЗ, входили более половины дальневосточных экспертов. Однако, как сказал Преображенский, ученых ДВО РАН в состав комиссии не включили.

Глава ДВО РАН Валентин Сергиенко написал президенту РАН Юрию Осипову и попросил обратить внимание правительства на то, что, по мнению дальневосточных ученых, с точки зрения экологической безопасности и экономической целесообразности лучше расположить Приморский НПЗ к востоку от порта Восточный -- в пади Прудиха, а его нефтяной терминал -- в бухте Краковка или в восточной части залива Находка.

Общественные организации Приморского края выступили с официальным обращением, в котором заявили, что «глубоко обеспокоены продолжающимися попытками реализовать в нашем регионе социально и экологически необоснованные проекты, попытками получить ведомственные согласования по ним с использованием административного ресурса и игнорируя общественное мнение».

По их словам, «существующих на Дальнем Востоке двух нефтеперегонных заводов -- в Комсомольске-на-Амуре и в Хабаровске с лихвой хватило бы при их реконструкции для обеспечения нефтепродуктами всего Дальнего Востока».

Экологи отмечают, что «Роснефть» специально заказала проведение экспертизы московской общественной организации «Экологическое движение конкретных дел», в экспертной комиссии которой нет специалистов с Дальнего Востока.

Приморский НПЗ планируется построить на побережье Японского моря под Находкой. Завод, который, как планируется, будет перерабатывать 10 млн тонн нефти в год, должен быть построен в 2017 году. Инвестиции в проект оцениваются в 270 млрд руб. Ростехнадзор в марте признал несоответствующим экологическим требованиям проект морской части Приморского НПЗ, а в июне заявил о намерении провести еще одну экологическую экспертизу проектной документации морской части проекта.

Полная версия