Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Экспедиция «Северный полюс-38» начнет работу, если найдет льдину и деньги

За две недели российским исследователям нужно найти место для организации плавучей станции «Северный полюс-38». Завершается набор участников экспедиции, идет ремонт оборудования. Проблемы две: нет денег и пока не найдена подходящая льдина.

Всего пара недель осталась исследователям Арктики, чтобы успеть в этом году организовать новую дрейфующую станцию «Северный полюс--38» взамен станции СП-37, которая закончила работу в июне этого года. Об этом сообщил заместитель начальника управления мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Росгидромета Валерий Мартыщенко, передает РИА «Новости».

Он отметил, что пока решения правительства об организации СП-38 нет, но уже сейчас идут поиски льдины для высадки станции. «Во-первых, мы ждем решения правительства. Во-вторых, мы активно ищем льдину», -- сообщил он.

Мартыщенко сообщил, что научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», которое сейчас занимается исследованием границ континентального шельфа, попутно ведет поиски льдины для высадки станции. «Нужно найти и деньги, и льдину до первых недель сентября. Мы надеемся, что это будет реализовано, прилагаем к этому все усилия», -- отметил Мартыщенко.

«Где-то к середине сентября мы должны экспедицию высадить», -- пояснил начальник отдела полярных и морских работ Росгидромета Илья Ягубов.

Ведомство, по его словам, рассматривает различные варианты финансирования экспедиции. В частности, рассматривается идея организации экспедиции за счет средств, имеющихся в бюджете у Росгидромета, с тем, что в декабре расходы компенсирует Минфин. Ягубов добавил, что значительные средства требуются на аренду атомного ледокола, необходимого для высадки станции. «Для нас это не всегда «подъемные» суммы, мы все лимиты израсходовали на эвакуацию СП-37. У нас там была тяжелая ледовая обстановка, аренда составила почти 40 дней вместо 20, которые мы планировали», -- рассказал он.

Подготовка идет

На поиски льдины остается очень мало времени, поскольку с началом холодов будет очень трудно определить ее прочность. «Мы должны определиться где-то до первой декады сентября -- до седьмого-восьмого, максимум десятого сентября мы должны выйти, иначе потом возникают другие проблемы: пойдет ледообразование, очень трудно идентифицировать льдину: она покроется снегом, и нам будет трудно визуально определить ее прочность с воздуха. Нужно подбирать, пока еще все видно, ее скелет виден -- выдержит ли она нагрузку», -- рассказал Ягубов.

Продолжаются и другие подготовительные работы. Высокоширотная арктическая экспедиция, которая занимается организацией конкретной высадки, продолжает подбирать персонал, ведет техническую подготовку. «Все, что мы сняли с предыдущей станции, сейчас ремонтируется, приводится в порядок. Определяется, что надо докупить, закупить. Формируется личный состав», -- сообщил Ягубов.

Российские станции «Северный полюс» -- единственные в мире дрейфующие станции -- ведут в Арктике комплексный мониторинг состояния окружающей среды. Ученые исследуют процессы, определяющие современные климатические изменения в центральной Арктике. Первая дрейфующая станция «Северный полюс--1» под руководством Ивана Папанина создана в 1937 году.

«Северный полюс--37»

Последняя экспедиция -- СП-37 начала работу 7 сентября 2009 года. Руководил станцией Сергей Лесенков. В личном составе находились 15 человек.

За период работы в малоисследованном районе канадского сектора Северного Ледовитого океана проведены обширные океанографические, метеорологические, экологические и гидрографические наблюдения, многие из которых уникальны. Научный анализ этих наблюдений позволит оценить масштабы и характер изменчивости среды по маршруту дрейфа СП-37. Результаты работы станции войдут в комплексные исследования центральной части Арктического бассейна.

Последний месяц дрейф СП-37 проходил в зоне повышенной динамики ледяного покрова: льдина, на которой развернули станцию, раскололась на несколько частей. По соображениям безопасности Росгидромет решил эвакуировать персонал.

Сейчас Арктический и Антарктический НИИ ведет две экспедиции. Экипаж научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» выполняет программу экологического и микробиологического мониторинга в районе Баренцева и Карского морей. Экспедиция на борту «Академика Федорова» работает по программе «Шельф-2010» в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана в районе хребта Ломоносова.

Полная версия