Москва
3 января ‘25
Пятница

Медведев обеспокоился разрушением Павловской станции

Дмитрий Медведев отреагировал на обращение Общественной палаты и поручил разобраться, что происходит с Павловской опытной станцией около Санкт-Петербурга. Ее земельные участки передаются под строительство, хотя на них находится крупнейшая в Европе коллекция сельскохозяйственных культур.

Президент России Дмитрий Медведев велел разобраться с передачей земель Павловской опытной станции от Всероссийского НИИ растениеводства им. Н.И. Вавилова Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (Фонд «РЖС»).

«Получил обращение Общественной палаты по поводу Павловской станции. Дал поручение разобраться», -- написал Медведев в Twitter.

Совет Общественной палаты (ОП) 12 августа направил Медведеву телеграмму, в которой призвал защитить коллекцию генетических образцов растений Всероссийского НИИ растениеводства им. Н.И. Вавилова.

В декабре 2009 года Росимущество передало два участка федеральной земли Павловской опытной станции площадью 19,5 и 72 га Фонду «РЖС». Тот, в свою очередь, планирует передать данные участки в аренду под малоэтажную коммерческую застройку, сообщает пресс-служба ОП. «На данных площадях находится 99% крупнейшей в Европе коллекции, которая собиралась с 1926 года и насчитывает более 10 тыс. образцов», -- рассказывается в телеграмме Совета ОП.

Авторы обращения отмечают, что «засуха этого года привела к большому недобору зерновых, одной из причин которого стал недостаток устойчивого к неблагоприятным погодным условиям посевного материала». По мнению членов ОП, «именно коллекция НИИ им. Н.И. Вавилова может стать основой для возрождения посевного фонда страны и спасти положение в этот нелегкий для страны период».

Что на участках?

В Фонде «РЖС» заявляют, что они обследовали оба спорных земельных участка в 2009 и 2010 годах и выяснили, что один распахан, а на другом растет трава. 5 августа, после обращения в ОП и.о. вице-президента Россельхозакадемии Ивана Савченко, на Павловской опытной станции побывала член ОП Надежда Школкина, которая осмотрела спорные участки.

«Несомненно, образцы, которые находятся на площадях, переданных Фонду «РЖС», представляют ценность не только для России, но и для всего мира», -- заявила Школкина по итогам поездки. «Поражает беспринципность, с которой национальное достояние, сохраненное российскими учеными даже в суровые годы фашистской оккупации, уничтожается даже не в целях государственной необходимости, а фактически ради сиюминутной наживы», -- добавила член ОП.

Делом заинтересовались и в Счетной палате, которая теперь «проведет проверку законности и эффективности использования и распоряжения государственными земельными участками» Павловской опытной станции. «ВНИИ растениеводства -- единственный профильный российский институт, где сохраняется в живом виде коллекция растительных генетических ресурсов и ведется ее изучение», -- отмечается в сообщении Счетной палаты.

Ученые просят защиты

Письмо из-за границыОбращение к Дмитрию Медведеву генерального директора международной организации Bioversity International Эмиля Фризона.
Ученые пытались оспорить передачу двух участков в суде, но потерпели неудачу. Скандал получил значительный общественный резонанс. С призывом защитить Павловскую станцию к российским властям обратились и представители различных международных организаций. Так, официальное сообщение выпустил Глобальный фонд разнообразия сельскохозяйственных культур.

«По горькой иронии судьбы, единственный крупный акт преднамеренного разрушения сельскохозяйственных коллекций из всех стран может случиться в России -- стране, в которой впервые появился банк семян», -- заявил директор фонда Кэри Фаулер.

«На протяжении всего ХХ века именно Россия говорила всему миру о важности сохранения коллекций растительных ресурсов для будущих поколений, -- отмечает Фаулер. -- Решение о ликвидации плодовой коллекции на Павловской станции может уничтожить дело и старания нескольких поколений российских ученых, которые жили и в прямом смысле умирали, создавая и сохраняя эту коллекцию».

Павловская опытная станция основана в 1926 году Николаем Вавиловым, разработавшим концепцию генбанков как хранилищ генетического разнообразия, которое может быть использовано для выведения новых сортов перед угрозой продовольственной безопасности.

Во время блокады Ленинграда, в период Второй мировой войны, 12 сотрудников института умерли от голода, спасая коллекцию, собранную Вавиловым, несмотря на то что семена риса, гороха, кукурузы, пшеницы помогли бы им выжить.

Павловская коллекция не может быть перенесена. Фаулер и другие специалисты заявляют, что даже если поблизости будет предоставлен участок, а его пока нет, то на перенос коллекции потребуются годы. Предпринимаются попытки разработать план экстренного переноса, но технические трудности и проблемы логистики делают маловероятным перенос даже небольшой ее части. Так, например, возможно, наиболее подходящее место для размещения коллекции находится за пределами России, но это связано с правовыми проблемами и фитосанитарным карантинным контролем, которые неизбежно возникнут при перемещении растений через границу.

ВНИИ растениеводства -- единственный российский институт, где сохраняется в живом виде коллекция растительных генетических ресурсов и ведется ее изучение.

Полная версия