На Павловской опытной станции около Санкт-Петербурга могут исчезнуть уникальные коллекции плодовых, ягодных, декоративных и кормовых культур. На земли претендует Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Передача ряда участков Павловской опытной станции, расположенной под Петербургом, жилищному фонду может привести к потере уникальной коллекции растений и нанести ущерб мировой сельскохозяйственной науке, считают эксперты. В Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) назвали опасения необоснованными, передает РИА «Новости».
Росимущество двумя распоряжениями от 25 декабря 2009 года передало в собственность Фонда РЖС два земельных участка площадью 71 и 19 га, которые ранее находились в постоянном бессрочном пользовании государственного научного учреждения (ГНУ) «Павловская опытная станция».
ВНИИ растениеводства им. Н. И. Вавилова и станция, на площадях которой находится основанная еще академиком Николаем Вавиловым коллекция плодовых и ягодных культур, оспаривают передачу участков в суде. По словам исполняющего обязанности директора станции Федора Миховича, утрата коллекции «может стать мировой трагедией, поскольку многие редкие образцы плодовых культур, которые уже не встретишь в дикой природе, исчезнут навсегда». На перенос растений на другую территорию, по его оценкам, потребуется не менее 15 лет.
В пресс-службе Фонда РЖС заявили, что только половина второго участка «занята посадками плодово-ягодных деревьев и кустарников, которые находятся в заброшенном состоянии». Но Михович назвал эту информацию не соответствующей действительности. По его словам, он и его коллеги готовы «встретить любую комиссию» и показать, что на этих участках находятся коллекции плодовых, ягодных, декоративных и кормовых культур.
Насмешка над биоразнообразием
Президент Международного общества растениеводства доктор Норман Луни назвал действия российских чиновников «насмешкой» над международными усилиями по сохранению биоразнообразия.
«Особенно грустно в этой ситуации то, что эти действия... являются насмешкой над объявлением ООН 2010 года Международным годом биоразнообразия. Это год, когда страны во всем мире признают важность биоразнообразия и подтверждают обязательства защищать и сохранять генетические ресурсы», -- рассказал Луни.
Его коллега, заместитель руководителя британского проекта по сохранению семян Millenium Seed Bank Саймон Лайнингтон также отметил, что усилиями Николая Вавилова и благодаря его прозорливости именно Россия «заложила основы науки о генетических ресурсах растений».
«Очень важно, чтобы в этот год, Международный год биоразнообразия, мы не потеряли коллекции и опыт Павловской станции», -- добавил Лайнингтон.
По его словам, ценность коллекции Павловской станции помимо прочего заключается в том, что она содержит большое количество сортов для каждого представленного вида растения, многие из которых поддерживаются черенкованием. Размножение этих растений семенами, пояснил ученый, снизит их генетическую чистоту. Кроме того, для изучения потенциала многих видов с точки зрения растениеводства необходимо иметь именно взрослые экземпляры, которые и содержатся на Павловской станции.
Не перевезти
«Быстро собрать заново такую коллекцию и связанные с ней опыт и экспертные знания просто невозможно. Мир, похоже, стоит на грани серьезных изменений окружающей среды, и сейчас не время избавляться от материалов и опыта, необходимых для создания новых сортов сельскохозяйственных культур», -- заявил Лайнингтон.
Он также добавил, что особенности коллекции не позволяют беспрепятственно перевезти ее на другой участок.
«Ясно, что материал (коллекции) нельзя просто погрузить в грузовик и увезти. На любые перемещения потребуется время, и очень важно при этом сохранить и накопленный опыт, который является неотъемлемой частью коллекции», -- подчеркнул специалист.
Резонанс в научном мире
Исполнительный директор Global Crop Diversity Trust, совместного проекта Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и исследовательского центра Bioversity International, доктор Кэри Фаулер подчеркнул, что угроза потери коллекции вызвала значительный резонанс в научном мире.
«90% этой коллекции уникальны: сортов растений, которые есть в Павловске, нет больше нигде в мире. Это означает, что ее важность трудно переоценить, если мы ее потеряем, эти сорта исчезнут с лица земли навсегда, точно так же, как динозавры», -- заявил Фаулер.
По его словам, во многих странах коллекции сельскохозяйственных растений страдают от нестабильности финансирования, однако примеры намеренного их уничтожения, «к счастью, очень редки».
Институт растениеводства
Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова развивался из Бюро прикладной ботаники, организованного еще в 1894 году при содействии Министерства земледелия и государственных имуществ России. В 1917 году бюро преобразовано в отдел прикладной ботаники и селекции, который через пять лет вошел в состав Государственного института опытной агрономии (ГИОА).
Научные разработки отдела создали предпосылки для организации в 1924 году Всесоюзного института прикладной ботаники и новые культур. В 1930 году организован Всесоюзный институт растениеводства. С 1967 года он носит имя академика Николая Вавилова, ученого и талантливого директора института в период с 1921 по 1940 год.
Как сообщается на сайте института, в России только в ВНИИ растениеводства сохраняется в живом виде коллекция растительных генетических ресурсов и ведется ее изучение.
Сейчас коллекция института насчитывает более чем 213 тыс. образцов культурных растений и их диких сородичей. Коллекция зерновых культур насчитывает более чем 95 тыс. единиц постоянного каталога. Каталог зернобобовых культур насчитывает более 43 тыс. образцов, крупяных культур -- 52 тыс., технических культур -- 26 тыс., кормовых -- 28 тыс., коллекция картофеля -- около 10 тыс. и 50 тыс. образцов овощных культур.
Институт состоит из девяти специализированных отделов по изучению растительных ресурсов, 13 методических отделов и лабораторий и 12 экспериментальных станций и опорных пунктов, расположенных в различных эколого-географических зонах России.