Японский кит впервые попался на глаза ученых в Кроноцком заповеднике. Его в компании китов-горбачей разглядели с борта судна «Георг Стеллер» вблизи мыса Козлова. Это же животное встретилось позднее в акватории бухты Вестник около заказника Южно-Камчатский.
Первого за всю историю наблюдений японского кита встретили ученые в Кроноцком заповеднике. Животное видели вблизи мыса Козлова в компании китов-горбачей. Редкий подвид южного гладкого кита занесен в Красную книгу России и находится на грани исчезновения.
Специалисты Камчатского филиала Тихоокеанского института географии (ТИГ ДВО РАН) встретили кита еще во время экспедиции в мае 2009 года. Год ушел на исследования и тщательную обработку материалов, которые подтвердили видовую принадлежность животного.
«Это было взрослое, красивое животное. Судно «Георг Стеллер» проходило мимо мыса, когда мы увидели характерный слегка пушистый фонтан брызг, а затем и самого кита. Он резвился, несколько раз выпрыгивал из воды, что позволило нам многократно его запечатлеть», -- рассказал кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Владимир Бурканов, слова которого приводятся на официальном сайте Кроноцкого заповедника.
С помощью арбалета специалисты взяли пробы кожи для генетической идентификации. По индивидуальным внешним особенностям (шрамы и наросты на теле кита так же уникальны, как отпечатки пальцев у человека) с помощью фотографий редкий гость был позже повторно опознан гораздо южнее. Его видели в акватории бухты Вестник, вблизи заказника Южно-Камчатский.
До этого случая японского кита видели единственный раз, у мыса Лопатка в Южно-Камчатском заказнике, но это было мертвое животное. В 1999 году пластину уса, вероятнее всего японского кита, подобрали вблизи северной границы заповедника (мыс Чажма).
Японский кит, подвид южного кита, находится под угрозой исчезновения. Длина тела 14-17,5 метра. Образует несколько популяций, две из которых (охотская и тихоокеанская) встречаются в морях Дальнего Востока и совершают регулярные сезонные миграции. Летом они держатся на полях нагула в Охотском море, у Курильской гряды, Командорских островов, а на зиму спускаются для размножения в воды у Корейского полуострова, Японии, Желтого и Восточно-Китайского морей, района Гавайских островов.
В XVIII-ХIХ веках численность японского кита крайне подорвал нерегулируемый китобойный промысел. До этого популяция достигала 10 тыс., а затем упала до 200 голов. Животное легко подвергалось истреблению из-за тихоходности (не более 14 км/ч) и плавучести -- убитый кит не тонет, что облегчало задачу промысловиков.
Темпы воспроизводства популяции не позволяли японскому киту противостоять интенсивному промыслу. Самка рождает единственного детеныша не чаще чем через два года.
В морях Дальнего Востока в 1946 году промысел на японского кита запрещен круглогодично и повсеместно. Несмотря на более чем полувековой мораторий на добычу, популяция восстанавливается медленно. В последние годы отмечается увеличение численности стада в Прикурильских водах и Охотском море. Общее поголовье в Северной Пацифике оценивается исследователями в 300-500 голов.
Японский кит стал 54-м по счету видом в каталоге млекопитающих животных Кроноцкого заповедника и 13-м видом среди китообразных.