Экологи требуют прекратить бурить шельф
Российские экологи предлагают объявить мораторий на развитие новых проектов добычи нефти на шельфе российских морей, пока не появятся безопасные технологии и оборудование, исключающие возможность таких аварий, как в Мексиканском заливе.
Представители 63 природоохранных и организаций коренных малочисленных народов подписали заявление к органам федеральной власти, в котором потребовали ужесточить существующую нормативно-правовую базу, чтобы не допустить разливов нефти. Среди перечисленных в списке независимых организаций российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF), Greenpeace России, Союз охраны птиц России, Центр охраны дикой природы, Совет по морским млекопитающим и другие.
Российские экологи предприняли попытку обратить внимание на экологические проблемы морей после аварии на буровой платформе DeepWater Horizon в Мексиканском заливе, «в результате которой в море уже поступило около 100 тыс. тонн нефти». Несмотря на полномасштабную операцию по ликвидации разлива, огромные привлеченные ресурсы и благоприятные гидрометеорологические условия, остановить выброс нефти из аварийной скважины и эффективно ликвидировать нефтяное загрязнение не удается, приводит текст заявления экологический фонд «Феникс».
«Техногенная катастрофа в Мексиканском заливе еще раз с очевидностью доказывает, что человечество не располагает безопасными технологиями добычи углеводородов на шельфе. На скважинах шельфовых месторождений каждый год происходит несколько крупных аварий, последняя случилась в августе 2009 года у берегов Австралии. Поэтому крайне необходимо существенно изменить планы по разработке шельфа. Развитие новых проектов в условиях больших глубин, арктических (замерзающих) морей, в других районах со сложной гидрометеорологической обстановкой должно быть прекращено немедленно», -- утверждают представители экологических организаций.
Они полагают, что Россия должна «незамедлительно извлечь «мексиканские уроки» и обеспечить реальную и всестороннюю экологическую безопасность национальных нефтяных проектов на морском шельфе, в том числе в арктических морях, где условия проведения аварийных работ в случае нефтяного разлива несопоставимо сложнее, чем в Мексиканском заливе».
Человечество технологически не готово
«Одной из серьезнейших экологических проблем России является нефтяное загрязнение. В нашей стране на суше ежегодно происходит более 20 тыс. прорывов нефтепроводов. Но в случае аварии на шельфе последствия могут быть несопоставимо большими», -- утверждает директор по программам Greenpeace России Иван Блоков, слова которого приводит пресс-служба WWF России.
«Характер катастрофы в Мексиканском заливе, масштабные, но безуспешные попытки прекратить выброс нефти из аварийной скважины, отчаянная и, к сожалению, малоэффективная борьба с последствиями разлива нефти -- все это убедительно свидетельствует о том, что человечество технологически не готово к безопасной добыче нефти и газа на морском шельфе, -- считает генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко. -- Поэтому все страны мира должны прекратить разработку месторождений на больших глубинах, в акваториях замерзающих морей, в районах со сложной гидрометеорологической обстановкой до появления действительно безопасных технологий».
«Помимо нефтяного загрязнения есть еще много опасностей, которые несут шельфовые проекты морской флоре и фауне. Например, сейсморазведка оказывает пагубное воздействие на рыб, в том числе при миграции лососевых на нерест, а также на некоторые виды морских млекопитающих, например китов, -- рассказывает руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников. -- Летом этого года «Роснефть» планирует проводить сейсморазведку на мелководье у северо-востока Сахалина -- как раз когда там буду кормиться самки и детеныши редчайшей западнотихоокеанской популяции серых китов. Мы делаем все возможное, чтобы не допустить эти работы в летний сезон».
Пересмотреть правовую базу
Экологи требуют, во-первых, безотлагательно пересмотреть и оптимизировать нормативно-правовую базу в тех разделах, что касаются методов предотвращения разливов нефти и реагирования на них. Во-вторых, они считают необходимым создать зоны, полностью закрытые для нефтяных проектов на шельфе. Для этого выделить районы, особо ценные для сохранения биоразнообразия, редких видов или развития промыслового рыболовства. Наконец, предлагается ратифицировать протокол по реагированию на разливы нефти к Тегеранской конвенции, Международную конвенцию о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими 2004 года, приложение VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов.
До завершения всего перечисленного экологи считают необходимым объявить «мораторий на развитие новых проектов добычи нефти на шельфе арктических морей, Охотского, Берингова, Каспийского и других морей». Но так как «даже перечисленные выше меры не смогут полностью исключить возможность катастрофических аварий», «до тех пор, пока не будут созданы безопасные технологии и оборудование, исключающие возможность подобных аварий, добыча нефти на шельфовых месторождениях может осуществляться только с суши с использованием метода наклонно-направленного бурения. Все действующие шельфовые проекты должны пройти всесторонний и публичный аудит на предмет соответствия лучшей мировой практике при добыче и транспортировке нефти».
Экологи полагают, что прекращение развития новых шельфовых проектов не будет угрожать энергетической и экономической безопасности страны, если всестороннее развитие получит энергетика на основе безопасных и возобновляемых источников энергии.
Система госконтроля разрушена
Сотрудники Greenpeace отмечают, что за последние десять лет в России практически полностью разрушена система государственного управления окружающей средой. 17 мая 2000 года президент страны Владимир Путин подписал указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и ликвидировал Федеральную службу лесного хозяйства и Государственный комитет по охране окружающей среды. Их функции были переданы Министерству природных ресурсов.
Это ошибочное решение, и последующие непродуманные действия привели к негативным последствиям для российской природы, к деградации системы государственного управления и контроля окружающей средой и лесами. В 2010 году, подводя итог этим преобразованиям, президент РФ Д. Медведев сказал: «Экологический нигилизм -- одна из существенных бед нашего народа», -- подчеркивают экологи.
Они отмечают, что в период с 2001 по 2009 год основные изменения коснулись природоохранного законодательства. «В числе наиболее критичных изменений можно назвать отмену проведения обязательной государственной экологической экспертизы в отношении большинства объектов, лишение государственных инспекторов права временно приостанавливать деятельность предприятий. Показательной является и отмена ограничений на деятельность (например, подготовка олимпийских объектов к Играм в Сочи-2014), которая приводит к уничтожению редких и исчезающих растений», -- отмечается в сообщении Greenpeace.