В течение месяца РКК «Энергия» доработает эскизный проект перспективной пилотируемой транспортной системы. Новый космический корабль позволит снизить нагрузку на экипаж, обещают конструкторы.
РКК «Энергия» до июля этого года представит в Роскосмос эскизный проект перспективной пилотируемой транспортной системы. Об этом сообщил генконструктор корпорации Виталий Лопота, передает РИА «Новости».
На прошлой неделе прошло заседание научно-технического совета корпорации, на котором обсуждался вопрос о создании этой системы. По итогам совета было принято решение доработать все детали эскизного проекта до конца июня. «Де юре срок предоставления эскизного проекта новой пилотируемой системы -- 30 июня. К этому времени проект будет подготовлен», -- пообещал Лопота.
Он отметил, что одним из преимуществ новой системы будет уменьшение нагрузки на экипаж. Кроме того, при возвращении на Землю предполагается реактивная парашютная посадка, которая будет осуществляться практически идеально точно, плюс-минус 2,5 километра от расчетного места посадки.
Для новой системы принято модульное построение базового корабля в виде функционально законченных элементов: возвращаемого аппарата и двигательного отсека. В возвращаемом аппарате разместится экипаж численностью до шести человек, при этом одновременно могут транспортироваться на орбиту и возвращаться на Землю грузы массой до 500 килограммов.
В двигательной установке возвращаемого аппарата будут использоваться газообразный кислород и этиловый спирт. Оснащение двигательного отсека автономными средствами управления позволит обеспечить его контролируемое затопление в согласованном районе Мирового океана и таким образом предотвратить возможное падение фрагментов конструкции в населенных районах.
Максимальный диаметр возвращаемого аппарата, как ранее сообщал главный конструктор нового корабля, заместитель гендиректора РКК «Энергия» Николай Брюханов, равен 4,4 метра, что вдвое превосходит диаметр корабля «Союз». Источником навигационной информации станет новая аппаратура управления движением, сочетающая приемники системы ГЛОНАСС с высокоточными гироскопическими и оптическими датчиками. Установка оборудования для связи через спутники-ретрансляторы позволит проводить сеансы связи в любой момент времени, а не только при пролете над наземными пунктами.
По словам Брюханова, новые конструкционные материалы на базе алюминиевых сплавов с улучшенными прочностными характеристиками и применение углепластика позволят снизить на 20-30% массу конструкции возвращаемого аппарата корабля и продлить срок его эксплуатации. В дальнейшем отработанные на этих кораблях новые материалы могут быть использованы при создании автоматических космических аппаратов и межпланетных кораблей будущего.
В конце мая состоялся научно-технический совет РКК «Энергия», который одобрил результаты работ по эскизному проекту. Участники заседания заслушали доклады об основных результатах проектирования базового корабля и возможных его модификациях, о предлагаемых вариантах ракеты-носителя для выведения этих кораблей на околоземную орбиту, о возможности создания базового корабля в заданные сроки, в том числе по изготовлению штатных изделий и макетов для программы наземной экспериментальной отработки.
Начало проекта
В апреле прошлого года стало известно, что РКК «Энергия» победила в тендере на разработку эскизного проекта российского перспективного пилотируемого космического корабля. В конкурсе еще принимал участие Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, который конкурсная комиссия рекомендовала привлечь к работам. Первое место проекту РКК «Энергии» отдали все члены комиссии, имеющие право голоса.
РКК «Энергия» получила 800 млн руб. на разработку, срок выполнения контракта ограничили июнем 2010 года.
Новый корабль, который получил условное название «Русь», должен сменить использующийся на протяжении четырех десятков лет корабль «Союз». Требования Роскосмоса предусматривали создание нескольких модификаций корабля, предназначенных для полетов на земную и окололунную орбиты, ремонта космических аппаратов, а также для сведения с орбиты вышедших из строя спутников и крупных фрагментов космического мусора. Новый корабль планируется использовать и для космического туризма.
Запуск кораблей, как ожидается, будет осуществляться уже с нового российского космодрома Восточный в Амурской области.
Базовая модификация корабля предназначена для доставки на орбиту и возвращения с нее экипажа из шести человек и не менее 500 кг полезного груза при автономном существовании до пяти суток. На борту лунной модификации должны помещаться четыре космонавта и до 100 кг грузов при автономном полете до 14 суток.
Требованиями Роскосмоса предусмотрено, что управление кораблем осуществляется одним пилотом. При старте экипаж должен испытывать перегрузки не больше 4g (давление четырех масс своего тела), а при посадке в штатном режиме -- не более 3g. Корабль рассчитан на многоразовое (до десяти полетов в космос) использование.