Самолет Як-130 разбился под Липецком во время взлета. Учебно-боевая машина потерпела крушение во время плановых полетов. По данным источника в Минобороны, две наиболее вероятные причины аварии - отказ техники и ошибка пилота.
Учебно-боевой самолет Як-130 потерпел крушение под Липецком во время взлета на взлетно-посадочной полосе 4-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Минобороны.
«Самолет разбился сегодня в 16.58 при проведении плановых полетов на этапе взлета», -- сказал официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны по ВВС подполковник Владимир Дрик.
«Оба летчика, находившиеся в самолете, катапультировались. Состояние их здоровья удовлетворительное. Жертв и разрушений на земле нет», -- уточнил официальный представитель ВВС.
По его словам, для расследования этого авиационного происшествия создана специальная комиссия. «Она займется выяснением причин авиационного происшествия в Липецке», -- сказал Дрик.
Разбор полетов
Комиссия рассмотрит все вероятные версии причины падения самолета и в первую очередь отказ техники и так называемый человеческий фактор, сообщил источник, близкий к комиссии.
«Две наиболее вероятные причины происшедшего -- отказ техники или ошибка пилотирования», -- сказал источник.
По его словам, комиссия сейчас направляется в Липецк для расследования этого авиационного происшествия.
Вместе с тем источник отметил, что это лишь предварительные выводы, а окончательные результаты станут известны лишь после детального изучения всех обстоятельств, связанных с этим происшествием, и, в частности, расшифровки данных бортовых самописцев.
Начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил Сергей Байнетов сообщил, что комиссия вылетит на место происшествия в 21.00 с аэродрома Чкаловский.
«Пока что рано говорить о каких-либо версиях этого авиационного происшествия. Комиссию возглавляет опытный специалист, начальник инспекции по расследованию авиационных происшествий Сергей Якименко. О результатах работы инспекции можно будет сказать только после детального изучения всех обстоятельств происшествия», -- сказал Байнетов.
Он отметил, что это новый самолет, который сейчас проходит опытно-войсковую эксплуатацию в Липецком центре ВВС.
Як-130
Учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 разработан ОКБ им. А. С. Яковлева, входящим в корпорацию "Иркут". Самолет выпускается Иркутским авиационным заводом и нижегородским авиационным заводом "Сокол".
Як-130 выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС. Он является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса ВВС России, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.
Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной. Он оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с тягой по 2500 кг, сообщается на сайте ОКБ им. А. С. Яковлева.
Максимальная взлетная масса Як-130 -- 9 тонн, нормальная -- 5,7 тонны. Во внутренних баках может нести 1750 кг топлива, в подвесных -- дважды по 450 кг. Максимальная боевая нагрузка -- 3 тонны. Максимальная скорость горизонтального полета -- 1050 км/ч, взлетная с полным запасом топлива -- 200 км/ч. Максимальная высота -- 12 500 м. Практическая дальность полета при полной внутренней заправке -- 2000 км.
Аэродинамическая схема и характеристики системы управления и силовой установки позволяют самолету выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам. Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°. Самолет оснащен системой управления, позволяющей перепрограммировать в учебных целях характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета.
Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает и имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет "воздух-воздух" с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны. Вторая возможность -- имитация атак наземных целей с пуском ракет "воздух-поверхность" с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.
Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики Як-130 позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах.