Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

«Академик Федоров» вернулся из антарктической экспедиции

Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» вернулось в Санкт-Петербург после завершения 55-й сезонной Российской антарктической экспедиции. Все запланированные научные исследования участники экспедиции выполнили.

В Морской торговый порт Санкт-Петербурга вернулось научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИ). Капитан судна -- опытный полярный судоводитель, капитан дальнего плавания Михаил Калошин. Рейс выполнялся по программе 55-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ), которой руководил заслуженный метеоролог России Леонид Алексеев.

«Академик Федоров» находился в море 201 сутки, за это время прошел 42 054 морские мили, из них в ледовых условиях Антарктики – 18 765 морских миль. На борту судна прибыли 70 членов экипажа и 93 участника экспедиции: 30 человек 55-й сезонной РАЭ и 63 -- 54-й зимовочной РАЭ, которую возглавлял Виктор Вендерович.

За этот летний антарктический сезон «Академик Федоров» совершил плавание вокруг Антарктиды, оно продолжалось с 4 декабря 2009 года по 20 февраля 2010 года в восточном направлении. Помимо научных исследований участники экспедиции провели материально-техническое снабжение российских антарктических станций «Прогресс», «Мирный» и «Беллинсгаузен» и обеспечили научные программы на сезонных полевых базах «Дружная-4», «Ленинградская» и «Русская». С помощью авиации прошла смена зимовочного состава и снабжение внутриконтинентальной станции «Восток».

Второй этап антарктического рейса «Академика Федорова» прошел с 26 февраля по 19 апреля 2010 года, когда прошла смена персонала и снабжение станции «Новолазаревская». Судно также забрало группы исследователей, работавших по программе 55-й сезонной РАЭ на полевых базах «Дружная-4» и «Молодежная», а также антарктических станциях «Прогресс» и «Мирный».

В работах 55-й РАЭ участвовали специалисты 23 исследовательских и производственных организаций страны, а также ученые из Белоруссии, Украины, Франции, Германии и Южной Кореи. Научные исследования охватывали комплекс различных направлений наук о Земле. «Все плановые задания экспедиции выполнены на высоком современном уровне, материалы исследований проходят контроль качества и необходимую первичную обработку», -- отмечается в сообщении ААНИИ.

Среди наиболее интересных результатов называется продолжение буровых работ в ледяной скважине на станции «Восток», цель которых -- отбор проб воды из подледникового озера Восток. Выполнены радиолокационные измерения толщин ледникового щита и геодезические измерения высоты его поверхности в Центральной Антарктиде, океанографические исследования в малоизученных районах моря Беллинсгаузена, геологические исследования в оазисе Вестфоль.

В ноябре-декабре 2009 года состоялся заключительный санно-гусеничный поход по трассе Мирный -- Восток, который ежегодно выполнялся с 1957 года. В декабре 2009 года -- феврале 2010 года прошли два аналогичных похода по новой трассе Прогресс -- Восток -- Прогресс, которая теперь станет основной внутриконтинентальной магистралью РАЭ.

Авиационное обеспечение работ экспедиции проводилось специалистами Владивостокского (два вертолета Ка-32С) и Архангельского (вертолет Ми-8Т и самолет Ан-2) авиапредприятий. Межконтинентальные полеты из Кейптауна на станцию «Новолазаревская» (самолет Ил-76ТД) и внутриконтинентальные полеты на станцию «Восток» (самолет БТ-67 «Баслер») проводились в рамках международной авиационной программы ДРОМЛАН, в которой кроме России принимают участие антарктические программы Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Нидерландов. Норвегии, Финляндии, Швеции, ЮАР и Японии.

На станции «Беллинсгаузен» установлена новая цифровая аппаратура приема снимков земной поверхности с искусственных спутников Земли, а также станция дифференциальной коррекции орбит спутников навигационной системы ГЛОНАСС. Продолжаются работы по строительству нового зимовочного комплекса и взлетно-посадочной полосы на станции «Прогресс», которая с 2012 года должна стать центром транспортных операций РАЭ.

Полная версия