Сурикаты развлекают посетителей Московского зоопарка
Все больше животных появляется в уличных вольерах Московского зоопарка. С наступлением теплой погоды под открытое небо вышла группа сурикатов: взрослая самка, три самца и четыре детеныша. Сейчас они дружно обороняются от ворон, но еще недавно было непонятно, смогут ли зверьки когда-либо мирно сосуществовать.
Живущие в Московском зоопарке сурикаты с наступлением теплой погоды перебрались в уличный вольер, во внутреннее помещение зверьки заходят только на кормежку. Группа состоит из взрослой самки, трех взрослых самцов и четырех детенышей. Дети сильно выросли и почти догнали в росте старших.
Один из сурикатов практически всегда стоит и осматривает окрестности, забравшись высоко на камень, расположенный недалеко от входа в нору. Таких сторожей в группе двое, это один из взрослых самцов и взрослая самка. В уличном вольере небо открыто, реальную опасность для зверьков представляют вороны. Они присматриваются к сурикатам, садясь на коряги в их вольере. Те, заметив врага, собираются в группу и, задрав хвосты, идут строем на птицу. Ворона улетает, не дожидаясь продолжения.
При непонятных и подозрительных ситуациях зверьки собираются в группу и, встав столбиками, решают, что предпринять. Иногда идут в нападение, иногда быстро убегают в нору.
«Из всех зверьков мы больше всего радуемся за самку, -- отмечают в зоопарке. -- Раньше она держалась в стороне от группы, редко первая вступала в контакт, в общих играх участие не принимала. Сейчас она превратилась в уверенного зверька, социально активного. Мы несколько раз видели, как сурикаты кувыркались и играли. Среди них была самка, которая спокойно лежала на спине и иногда, потягиваясь в разные стороны, покусывала ближайшего соседа. Эти игровые мирные укусы указывают на благополучие в группе».
Одной из особенностей уличного вольера стало то, что часть насекомых -- живого корма -- успевает скрыться. Сурикаты старательно перекапывают землю в поисках убежавшей еды. Если кто-то нашел еду, то вся банда бежит ее отбирать. А зверек с добычей быстро убегает в дальний угол, пытаясь на ходу съесть найденное.
Появление детенышей и смерть родительницы
Зоологи связались с коллегами из Ленинградского зоопарка, у которых был успешный опыт выкармливания сурикатов, нашли зарубежную литературу и разработали собственную методику. Выкармливание малышей началось с кисломолочного продукта «Нарине». Второй и основной едой для африканских жителей стало парное козье молоко. Затем рацион малышей пополнился желтками перепелиных яиц. Первые дни кормили каждые два-три часа и днем и ночью, затем реже. После каждого кормления малышам массировали животы. Были организованы дневные и ночные дежурства, в которых по очереди принимали участие семь сотрудников из трех отделов зоопарка.
К 13-му дню у всех малышей открылись глаза. После второй недели для них обустроили небольшую площадку в служебном помещении павильона «Копытные Африки». Сурикаты начали ловить живых насекомых. Но возвращение детенышей в родную группу казалось невозможным, так как там они стали чужими. Это стало проблемой, так как животные, выкормленные искусственно, без общения с себе подобными в дальнейшем имеют много проблем с адаптацией к новым условиям.
Приемная мама
Отсадник с подрастающими малышами располагался радом с вольером, где жила взрослая самка. Ее пришлось отделить от семьи перед рождением детенышей, так как будущая мамаша сильно ее невзлюбила. Появление младенцев своего вида в непосредственной близости стало для одинокой самки огромным событием. Она могла чувствовать их запах, слышать звуки и видеть, как кормят детенышей. В это время самка всегда сидела у решетки и наблюдала за происходящим. В итоге ей дали обнюхивать малышей.
Когда подросших детей перевели в более просторное помещение, взрослую самку разместили рядом. Объединять сразу их не стали, так как у сурикатов встречи с сородичами из других семей зачастую заканчиваются жестокими драками. Но уже через неделю такого сосуществования, когда детенышам исполнилось чуть больше месяца, сотрудники зоопарка решились открыть дверцу, разделяющую соседей.
Самка, выйдя из своей клетки, исследовала новую территорию. Вначале молодые заинтересованно стали обнюхивать гостью, но она не обратила на это никакого внимания. Тогда детеныши решили напугать ее -- задрали хвостики, сомкнули ряды и плечом к плечу с криками пошли в атаку на нарушительницу границ. Когда и это не произвело на «захватчицу» никакого впечатления, им стало страшно. Малыши забились в угол. Самка продолжала исследовать клетку. Она не проявляла к детям ни агрессии, ни настоящего интереса -- относилась к ним как к предметам интерьера.
Через 45 минут после объединения детенышей покормили. Сурикатики завалились спать на крышу домика. Неожиданно самка подошла к спящим, внимательно обследовала, помогая себе лапами, и начала их вылизывать. Затем самка села около спящих, охраняя сон, а когда в комнату вошел человек, попыталась перетащить малышей в свое убежище. Одинокая самка приняла чужих детенышей.
Еще одна смерть и воссоединение
В экспозиционном вольере оставалась небольшая группа сурикатов, состоящая из самки и трех самцов. Но четыре особи -- это почти нижний предел, когда зверьки могут чувствовать себя комфортно. Они предпочитают большие компании. Сурикаты проводили время в ожидании еды, поисках ее остатков, копании песка, наблюдениях за окрестностями, отдыхе и играх друг с другом. Но вскоре после наступления нового года самка умерла. Оставшиеся самцы стали менее активными, из их поведенческого репертуара совсем пропали игры.
Сотрудники зоопарка решили попробовать объединить две группы сурикатов, так как при удачном раскладе можно было получить семью практически идеального состава -- самка, несколько самцов и детеныши. В течение десяти дней зверьков знакомили друг с другом, подкладывая немного субстрата из помещений, где содержалась другая группа. Самцы, воинственно задрав хвосты, начинали бегать в поисках нарушителей границ и оставлять запаховые метки по всей своей территории. Активность самки с детенышами тоже резко повысилась. Но постепенно запах чужаков перестал вызывать яркую реакцию.
Накануне объединения на территорию самцов поместили сетчатый ящик без дна, и в течение суток зверьки внимательно изучали новый объект. Когда наступил нужный день, самке и детенышам с утра дали успокоительные капли, чтобы они легче перенесли встречу с соплеменниками. Затем их отловили и посадили в сетчатый ящик в вольере самцов. Первые взаимодействия зверьков происходили через решетку. Сурикаты бросились друг к другу, стали обнюхиваться через сетку, пытаться подкопать препятствие или найти еще какую-нибудь лазейку.
Убедившись, что действия сурикатов не агрессивны, сотрудники зоопарка приподняли угол ящика. Обе группы тут же перемешались. Хозяева обнюхивали гостей, а тех интересовали не только новые знакомые, но и новое помещение. В результате сурикаты двигались по вольеру плотной группой. У большинства хвосты были подняты вверх. И только взрослая самка вела себя очень неуверенно, держалась отдельно от самцов и детенышей, старалась избегать контактов и осторожно обследовала территорию.
В этом вольере она несколько месяцев назад была изгоем и погибла бы, если бы ее не изъяли из группы. Затем последовали лечение ран, жизнь в одиночестве и роль няни при малышах. А сейчас она становилась главой семейства: у сурикатов матриархат. Через час самка начала метить вольер.