Закон не защищает права детей ЭКО
В России отсутствует развитая законодательная база, регулирующая суррогатное материнство или использование нестандартных методов оплодотворения, уверены участники прошедшего в Госдуме заседания «круглого стола».
С соответствующими рекомендациями выступили участники «круглого стола», состоявшегося в нижней палате российского парламента и посвященного правовому регулированию применения вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), к которым относится зачатие «из пробирки» (экстракорпоральное оплодотворение) или же суррогатное материнство.
На заседании эксперты выразили обеспокоенность недостаточностью правового регулирования отношений, возникающих при ВРТ. Так, по их мнению, в российском законодательстве не определен статус эмбриона, а также не определены основные правила оборота донорских клеток.
«В законодательстве также отсутствует само понятие суррогатного материнства, четко не определен круг субъектов отношений в этой сфере, не урегулированы права и обязанности сторон договора о суррогатном материнстве, последствия его неисполнения, а также не ясен статус мужа суррогатной матери», -- отмечают участники круглого стола.
Более того, права ребенка, который появляется на свет в результате применения ВРТ, никак не защищены.
Эксперты также отметили, что в России не развита сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которые помогают женщинам и мужчинам, страдающим бесплодием, зачать ребенка. Кроме того, по мнению участников заседания, из бюджетов всех уровней бюджетной системы России выделяется недостаточно средств больным, нуждающимся в экстракорпоральном оплодотворении.
В этой связи присутствующие на круглом столе рекомендовали правительству рассмотреть вопрос об увеличении объемов финансирования оказания медицинской помощи с использованием ВРТ в 2010--2012 годах. А двум думским комитетам -- по охране здоровья и вопросам семьи, женщин и детей -- создать рабочую группу по разработке госполитики в сфере правового регулирования применения вспомогательных репродуктивных технологий и разработать и внести в Госдуму пакет законопроектов, регулирующих эту сферу.
При этом гражданское законодательство не предусматривает случаев, когда к искусственному оплодотворению решают прибегнуть не состоящие в браке пары или одинокие женщины. Также непонятно, может ли мужчина воспользоваться услугами суррогатной матери, чтобы завести собственного ребенка. В российском законодательстве не определена роль самой суррогатной матери, а также ее мужа (если он имеется).
Согласно Инструкции по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, к ВРТ относят методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма.
Далее приказ содержит общее описание применяемых и разрешенных методов искусственного оплодотворения, показаний к применению тех или иных методик, перечень необходимых обследований для доноров, пациентов, суррогатных матерей, требования к ним. В приказе содержатся правила оформления медицинских карт, журналов учета хранимых биологических материалов, других медицинских документов. Также в приказе имеется список рекомендуемого медицинского оборудования.
Однако защиту гражданских прав людей, использовавших вспомогательные репродуктивные технологии, приказ Минздрава не предусматривает, так как сконцентрирован на его медицинской составляющей.