Идея создания единой особо охраняемой природной территории для леопардов в Приморье поддержана различными министерствами и природоохранными организациями, осталось только дождаться выделения финансирования.
Специалисты Минприроды, Минэнерго и Минтранса, а также Росприроднадзор, Ростехнадзор, администрация Приморского края и Всемирный фонд дикой природы (WWF) обсудили комплекс мер, направленных на сохранение ареала обитания дальневосточного леопарда. Для этого потребовалось совместить стратегию хозяйственного развития региона с защитой самих кошек и мест их обитания от влияния человека. В результате этого решено отказаться от строительства любых линейных объектов -- дорог, газопроводов и других -- в пределах единой территории обитания леопардов.
Согласно принятой еще в августе на заседании у вице-премьера Сергея Иванова общей концепции защиты дальневосточных леопардов, объединятся заповедник «Кедровая падь», федеральный заказник «Барсовый» и краевой заказник «Борисовское плато». При этом будет создана единая особо охраняемая природная территория (ООПТ) для сохранения численности леопардов, которая окажется в ведении Министерства природных ресурсов и экологии . Также планируется присоединить к так называемой «Земле леопарда» территорию площадью около 40 тыс. га для создания экологического коридора. В КНР расположен национальный резерват «Хунчунь», также предназначенный для защиты леопардов.
При этом российские и китайские природоохранные организации активно сотрудничают между собой, обмениваются опытом и координируют дальнейшие действия. Также экологи пытаются искать поддержку на государственном уровне, без которой планы по реорганизации заповедников воплотить в жизнь невозможно.
«...Только скоординированная и последовательная политика объединения усилий всех природоохранных структур позволит предотвратить гибель популяции. Экономическое развитие Юго-Западного Приморья и всего геополитического узла в низовьях реки Туманная должно быть жестко соотнесено с нуждами исчезающей кошки. А достаточно большой Российско-Китайско-Корейский трансграничный резерват -- последний шанс для дальневосточного леопарда», -- подчеркивает директор Амурского филиала WWF Юрий Дарман.
В рамках программы развития инфраструктуры Приморья в Хасанском районе планируется строительство трассы Раздольное--Хасан, причем эта автомагистраль отделяет западную часть ареала леопардов от восточной. Заповедник «Кедровая падь» отрезается от основного участка размещения леопардов. Этот фактор оказывается особо опасным по той причине, что на территории всего около 4 тыс. кв. км обитают последние 35 леопардов. При этом один леопард может охотиться на территории до 0,4 тыс. кв. км.
К примеру, ученые Тихоокеанского института географии ДВО РАН установили, что леопард Толстый, он же Барабашевский, живет и в заповеднике, и в заказнике «Барсовый», и на полуострове Песчаный. Его личный участок составляет более 40 тыс. га.
Чтобы выйти из положения, решено построить тоннель, над которым сохранится естественный коридор, соединяющий «Кедровую падь» и заказник федерального значения «Барсовый».
Аналогичное решение ранее было принято и в Китае, в соседнем с Хасанским районом уезде Хуньчунь. Благодаря этому леопарды, переходящие в заповедник Хуньчунь из России, могут спокойно перемещаться дальше в Северную Корею. Там эти кошки обитали раньше, а новые следы леопардов специалисты начали встречать два года назад. Как сообщается в пресс-релизе WWF, в Китае и Северной Корее есть условия для жизни 10--15 леопардов, что позволяет расселяться молодняку, для которого остается очень мало свободного места на территории России.
Также на «Земле Леопарда» планируется строительство конечного участка газопровода Сахалин--Хабаровск--Владивосток. При этом трасса пересекает два оленепарка, являющихся важнейшим местом перезимовки леопардов, отрезается группировка зверей на полуострове Гамов, перерезается экологический коридор, связывающий ареал леопарда в России и Северной Корее. Данные автоматических фотокамер говорят о том, что труба нарисована прямо на тех тропах, где уже пятый год регистрируются леопарды.
Нарушения зон охоты леопардов можно избежать, если перенести газопровод юго-восточнее железной дороги Уссурийск--Хасан. При этом планируется объединить железную и автомобильную дороги, а также все коммуникации и трубопроводы. В этом случае строительство не затронет основные местообитания леопарда и уменьшит влияние на популяцию леопардов. Однако изменение направления трасс требует дополнительного финансирования объекта.
Администрация Приморья официально уведомила федеральные министерства о том, что у нее нет средств на строительство тоннеля и изменение направления трасс, поэтому дополнительные деньги предложено спросить с Минфина и Минэкономразвития.