Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Человеческий голос для младенца - пустой звук

Семимесячные младенцы чувствуют эмоциональную окраску человеческой речи почти так же, как их родители. А до четырех месяцев голоса для них не важнее всех остальных стуков, шумов и прочих звуковых раздражителей.

Еще не научившись говорить, младенцы начинают различать голоса родителей и других людей. Злая тирада или радостный возглас вызывает у них больший отклик, чем скучный разговор. Когда именно мозг начинает разбираться в тонкостях звучания голосов, выясняли детские психологи и другие специалисты.

Психолог Тобиас Гроссман из Лондонского университета, изучающий способность ребенка узнавать лица, голоса и роль в этом коры больших полушарий головного мозга, использовал спектроскопию в ближней инфракрасной области, чтобы определить реакцию мозга младенцев на человеческие голоса. Совместно с Ангелой Фридеричи из Института Макса Планка и другими исследователями Гроссман искал, когда мозг младенца начинает повышенно реагировать на человеческий голос по сравнению со всеми остальными звуками. Для исследования он специально выбрал зоны коры больших полушарий, которые участвуют в обработке голосовых сигналов у взрослых людей.

Оказалось, что мозг младенца начинает распознавать и обрабатывать речь после четырех месяцев. А уже в семь месяцев мозг ребенка реагирует на голоса почти так же, как и взрослые.

Другой вопрос, ответ на который искали ученые, заключался в том, зависит ли реакция младенческого мозга от языковой просодии -- совокупности тона, громкости, темпа и общей тембровой окраски речи. Просодия отражает чувства говорящего и помогает передать информацию параллельно смыслу самих слов, значительно расширяя возможности человеческого общения.

Оказалось, что чем эмоциональнее говорящий, тем больший отклик это вызывает в мозгу семимесячного младенца. Сердитый или счастливый голос заставляет малыша обратить внимание в первую очередь на него. Это, полагают ученые, -- фундаментальный механизм, которые позволяет расставлять приоритеты в большом потоке информации, поступающей из окружающей среды.

«Наши результаты демонстрируют, что чувствительные к голосу отделы головного мозга уже специализированы к семи месяцам и готовы различать эмоциональную составляющую информации», -- резюмирует Гроссман.

Исследователи также отмечают, что нарушенное формирование зон мозга может еще до возраста семи месяцев предопределить развитие таких серьезных нарушений, как проявляющийся после шести месяцев аутизм, когда ребенок ненормально оценивает происходящее вокруг него. «Поэтому в будущей работе наши методы можно использовать, чтобы оценить различия в реакциях младенцев на голоса и эмоциональную просодию. Это могло бы стать одним из маркеров, позволяющих заранее выявлять у младенцев риск нарушений при развитии мозга», -- утверждает Гроссман.

Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron.

Полная версия