Судмедэксперты разобрались с убийством Пушкина
После года исследований судмедэксперты объявили, что подлинность дивана, на котором умер Александр Пушкин, доказана. В качестве аргумента приводится тот факт, что совпала группа крови, оставшейся в диване, с той, что сохранилась на жилете поэта, в котором он стрелялся с Дантесом.
Следы крови, обнаруженные на диване, на котором, как предполагалось, умер Александр Пушкин, действительно принадлежат поэту. Об этом сообщил замначальника бюро судмедэкспертизы Ленинградской области Юрий Молин, передает «Интерфакс».
В качестве доказательства приводится совпадение группы двух образцов крови, один из которых практически наверняка принадлежит Пушкину, а другой найден на злополучном диване. О более надежных аргументах (например, о совпадении ДНК) ничего не сообщается.
Группа крови решает все?
Молин рассказал, как проходила экспертиза. Была поставлена цель -- сопоставить кровь с дивана с кровью на жилете поэта, в котором он был в день дуэли с Дантесом. «Мы рискнули предположить, что многочасовое кровотечение сопровождалось не только растеканием, но пропитыванием более глубоких слоев обивки дивана. Нам удалось выявить драгоценные эритроциты в узких расщелинах обивки», -- рассказывает специалист. В результате экспертизы установлено, что кровь принадлежала мужчине и у нее вторая группа.
Параллельно с этим специалисты судебно-медицинской экспертизы исследовали следы крови на жилете Пушкина, который, как считается, принадлежал поэту и в который он был одет в день дуэли. «Мы не могли применять разрушающие методики. Возможны были смывы и соскобы, но ни в коем случае не вырезы», -- рассказал о преодоленных сложностях Молин.
Эксперты поставили компресс из стерильного физраствора на кровяное пятно с жилета. «Крови на марле было достаточно, чтобы сделать классическое судебно-медицинское исследование и определить группу. Кровь оказалась второй группы. Таким образом, группы крови на диване и на жилете совпали», -- заключил эксперт.
Следственный эксперимент
Кроме того, ранее в ходе экспертизы было установлено, что отверстие от пули полностью совпадает с локализацией на диване пятна крови. «Мы нашли у себя в штате доктора, который соответствует возрасту и телосложению Пушкина, положили его на аналогичный диван, что позволило нам сделать подобный вывод», -- добавил Молин.
Также представитель судмедэкспертизы объявил, что локоны волос, хранящиеся в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12, имеют те же морфологические признаки, что и кровь. И это позволило утверждать, что данные экземпляры волос также принадлежали Пушкину.
Наконец, Молин подчеркнул, что результаты исследования помогли сделать вывод и о том, что друзьям Пушкина не было смысла везти поэта в госпиталь Военно-медицинской академии сразу после дуэли. «В то время уровень помощи, которую могли оказать там, не превышал помощь, которую оказали поэту домашние врачи. Доктора, посещавшие Пушкина, сделали все необходимое», -- резюмировал эксперт.
Между тем прошел уже год, как эксперты объявили, что кровь с дивана принадлежит человеку либо со второй, либо с четвертой группой крови. Тогда стало известно, что в смывах обнаружен агглютиноген A, характерный именно для этих групп. И тогда же уже было известно о совпадении локализации следов крови.
Непонятный диван
Многие годы в музейном сообществе выражалось сомнение по поводу подлинности дивана, переданного в музей в 1937 году из Эрмитажа. Спустя много лет удалось выяснить, когда и при каких обстоятельствах этот предмет интерьера перешел из семьи Пушкиных сначала в частные руки, затем в Эрмитаж, а далее и на свое прежнее место -- в дом на Мойке, 12.
По просьбе Всероссийского музея А. С. Пушкина эксперты занялись поисками следов крови русского поэта на поверхности дивана.
В свою очередь заведующая музеем-квартирой Галина Седова отметила, что в ходе ее собственного исторического исследования подлинность дивана установлена. По ее словам, диван передан Натальей Гончаровой другу семьи Марку Философову, который в 1830-х годах работал в Эрмитаже.