Реактор атомного ледокола «Арктика» остановлен
Остановлен реактор атомного ледокола «Арктика». 17 августа 1977 года ледокол впервые в мире достиг Северного полюса в надводном плавании.
Как сообщает пресс-центр атомной энергетики и промышленности, в 10.35 мск остановлен второй реактор атомного ледокола «Арктика», находящегося в хозяйственном ведении «Атомфлота» госкорпорации «Росатом».
Таким образом, прекратила работу ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) второго в мире атомного ледокола.
«Арктика» была заложена 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а спущена на воду 26 декабря 1972 года. В 1982--1986 годах ледокол носил имя «Леонид Брежнев». По проекту «Арктики» строились еще пять атомоходов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы».
Причиной остановки реактора стал естественный износ «Арктики», которая прекратила свою работу после 33-летней эксплуатации. Проектный срок эксплуатации атомохода превышен на восемь лет.
Несмотря на это, в мае 2000 года атомоход «Арктика» установил рекорд: ровно год проработал без заходов в порты. А 24 августа 2005 атомоход прошел в общей сложности миллион морских миль (одна морская миля -- 1 852 м).
Тем не менее остановка реакторов атомохода еще не означает, что судно подлежит утилизации. Существуют предложения, как можно было бы продолжить использование ледокола в ближайшие годы, однако они «требуют глубокого обсуждения и осмысления», сообщается в пресс-релизе.
Главным успехом «Арктики» считается первое в мире достижение географической точки Северного полюса в активном надводном плавании 17 августа 1977 года.
За полгода до достижения Северного полюса -- в феврале 1977 года ледокол совершил экспериментальный рейс к полуострову Ямал и в течение 50 суток обеспечивал доставку грузов хозяйственного назначения в этот, прежде почти недоступный зимой район.
В 1983 году атомоход помог добраться до пунктов назначения десяткам судов, доставлявших грузы для побережья Крайнего Севера и Сибири, когда в Восточном районе трассы Северного морского пути сложилась аномально тяжелая ледовая обстановка и когда корабли оказались под угрозой зимовки во льдах Айонского массива.
Ледяной массив -- устойчивое во времени скопление мощных сплоченных льдов. В арктических морях насчитывается 14 основных ледяных массивов. Наиболее значительные из них Карский, Таймырский, Баффинский и Айонский. В Антарктике выделяют три массива: Атлантический в море Уэдделла, Тихоокеанский в море Амундсена и Беллинсгаузена, Балленский в районе островов Баллени. Многолетние данные о динамике ледяных массивов используются при разработке методов прогнозирования оптимальных путей движения и сроков ледовых плаваний судов.
Айонский массив образуется у входа в залив Чаунская губа на востоке Восточно-Сибирского моря. Вход в губу с моря прикрывают острова Айон и Ченкуль. Летом течения приносят из высоких широт льды, образующие у входа в губу Айонский ледяной массив. В 1983 году в Айонском массиве в ледовый плен попали полтора десятка судов, а грузовой теплоход «Нина Сагайдак» длиной более 100 м и шириной 15,6 м затонул 9 октября после того, как был раздавлен льдами.
Однако во многих случаях при своевременном прогнозировании перемещений льдов атомные ледоходы помогали обеспечить судоходность морских путей.
30 июня 2008 года, накануне выхода в свой последний рейс, реакторы на «Арктике» выработали больше 175 тыс. часов своего эксплуатационного ресурса.
При этом проектный ресурс ЯЭУ атомохода составлял 100 тыс. часов.
Возможность продления ресурса ЯЭУ до 150 тыс. часов взята на вооружение при реализации программы продления сроков эксплуатации других атомных ледоколов.
Первым атомным ледоколом СССР стал атомоход «Ленин» -- первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Проект атомохода разработан в 1953--1955 годах, а сам корабль спущен на воду 5 декабря 1957 года. За первые шесть лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тыс. морских миль и провел более 400 судов. В 1989 он выведен из эксплуатации.