Беременные не должны выглядеть как маслины
Американские ученые предложили не размещать на упаковках лекарств более двух самых важных предупреждений. Сложные тексты среднестатистические больные или не понимают, или просто не читают. А многие картинки их вводят в заблуждение. Например, изображения беременных часто оказываются похожи на маслины.
Специалисты из Северо-Западного университета решили выяснить, как воспринимают указания на баночках и коробочках с лекарствами жители американских городов. Они включили в исследование 500 взрослых людей из Чикаго и Шривпорта (штат Луизиана) и всех их попросили объяснить инструкции к девяти медицинским препаратам. Как варианты предлагались обычные инструкции по применению, упрощенные авторами исследования рекомендации и инструкции, а также снабженные картинками пояснения.
Суть исследования заключалась в том, как наиболее просто донести до больного, что нужно и чего нельзя делать с лекарством. Оказалось, что стандартные тексты правильно интерпретирует только 80% испытуемых. Но если их упростить, то число понимающих возрастает до 91%. 92% испытуемых разобрались с простым, но еще и иллюстрированным текстом.
На основании полученных данных ученые сделали вывод, что полноценный с точки зрения врача текст не нужен больным. Они зачастую даже не обращают внимания на расширенные инструкции. И чем больше рекомендаций, тем меньше вероятность, что их будут читать. В результате лечащиеся люди остаются не в курсе основных предупреждений о приеме лекарственного средства. При этом зачастую люди не понимают рекомендаций, которые используются десятилетиями.
«Исследование показывает ценность ясного объяснения, -- рассказывает ведущий автор исследования, доцент медицинских наук Майкл Уолф. -- Многие предупреждения сейчас выражаются очень абстрактно и только запутывают. Например, мы заменили слова «Только для наружного применения» на «Наносить только на кожу». Этим мы перешли от неосязаемого к выразительному».
Как показало предыдущее исследование Уолфа, более половины взрослых неправильно понимают обычные, стандартные предупреждения относительно лекарственных средств. В результате они или не приносят пользы, или даже могут стать угрозой здоровью и жизни.
В итоге ученые предлагают размещать на лекарствах не более двух предупреждений, максимально простых для понимания. «Мы должны выяснять, что наиболее важно для пациента, и только это помещать на этикетку. Иначе мы рискуем, что сообщение никогда не дойдет до адресата, -- уверен Уолф. -- Чем больше предупреждений, тем сильнее внимание отвлекается от главного».
Отдельно исследователи говорят о стандартных ярлыках, которые наносятся на лекарства, и утверждают, что они слишком часто оказываются непонятны. Например, распространенное в США изображение беременной (на лекарстве для беременных) большинству людей напоминает маслину, а не женщину. В результате мало кто понимает суть плохо продуманных картинок и не обращает на них внимания.
Результаты исследования опубликованы в журнале Archives of Internal Medicine.