Дети, которые с равной ловкостью владеют обеими руками, чаще сталкиваются с проблемами в изучении родного языка. Им в среднем труднее дается обучение в школе, чаще проявляются признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Амбидекстры, или люди в равной степени владеющие правой и левой руками, чаще сталкиваются с проблемами в детстве, чем правши и левши. Им труднее дается изучение родного языка, чаще возникают проблемы с получением образования.
Ученые из Университета Упсалы, Королевского колледжа Лондона и других европейских институтов включили в исследование 7 871 ребенка из Финляднии, 87 из которых -- амбидекстры. Когда детям исполнилось по 7-8 лет, их родители и учителя отвечали на вопросы анкет. Оценивались лингвистические способности детей, их способности к обучению и манера поведения. Преподаватели сообщили, наблюдались ли у детей проблемы с чтением, письмом или изучением математики. Оценка ставилась относительного средних способностей учеников этого возраста.
Когда детям исполнилось по 15-16 лет, уже они сами, а также их родители отвечали на вопросы. Подростки сравнивали свои успехи с достижениями остальных. Родители же заполнили анкету, использующуюся для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Оказалось, что в возрасте 7-8 лет амбидекстры в два раза чаще сталкиваются с проблемами в изучении родного языка и других предметов в школе. Когда же им исполнялось 15-16 лет, у них в два раза чаще по сравнению с правшами наблюдались признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Такие подростки также чаще сообщили о проблемах с языком, чем левши и правши. Это соответствует более ранним исследованиям, в которых амбидекстрия связывается с дислексией -- комплексным нарушением чтения и письма.
Развитие амбидекстрии традиционно связывается с тем, что ни одно из полушарий коры головного мозга не становится ведущим. Однако точные механизмы появления проблемы неизвестны. «Смешанное доминирование рук интригует. Мы не знаем, почему некоторые люди предпочитают использовать обе руки, когда большинство отдает предпочтение одной, -- рассказывает ведущий автор исследования психолог Алина Родригез. -- Но интересно то, что у некоторых детей возникают серьезные трудности в школе, чем у их лево- и праворуких одноклассников. Мы думаем, что существуют различия в головном мозге, которые могли бы объяснить эти трудности. Но для этого нужно провести новые исследования».
«Поскольку смешанное умение пользоваться двумя руками -- довольно редкое состояние, то мы не смогли изучить большое количество таких детей. Но статистические и клинические различия оказались существенны. В то же время наши результаты не означают, что все амбидекстры будут иметь проблемы в школе или страдать от дефицита внимания с гиперактивностью. Мы уверены, что риск появления сложностей повышается, однако у большинства таких детей явных трудностей не возникало», -- добавила Родригез.
Ученые уверены, что их результаты могут оказаться полезными для учителей. В первую очередь, детям-амбидекстрам необходимо уделять больше внимания. Чтобы заранее предотвратить возможное появление трудностей с обучением.
Результаты исследования опубликованы в журнале Pediatrics.