Член комитета Госдумы по обороне Михаил Ненашев заявил, что Казкосмос не учитывает интересы российских партнеров и мешает России осваивать космос. По его словам, Казахстан ведет переговоры с Германией, Индией, Италией, Канадой, Малайзией, США и Японией.
Национальное космическое агентство Казахстана (Казкосмос) в своих планах не учитывает интересы российских партнеров и затрудняет реализацию российских космических программ. Об этом заявил член комитета Госдумы по обороне Михаил Ненашев, передает «Интерфакс».
«Мы отчетливо видим и то, что при всей нашей поддержке возможности предприятий ракетно-космической отрасли самой России с недавних пор практически не интересуют руководство Национального космического агентства Казахстана. Его руководитель Талгат Мусабаев, судя по делам, выбрал для Казахстана отдельный от взаимодействия с Россией космический путь», -- уверен Ненашев.
В частности, по его словам, космический аппарат связи KazSat-3 будут строить не российские предприятия, а фирмы Израиля или Франции. Французская компания EADS Astrium уже избрана стратегическим партнером АО «Национальная компания «Казакстан Гарыш Сапары». Прорабатываются вопросы подписания договоров о сотрудничестве в сфере космической деятельности с предприятиями и структурами космической отрасли Германии, Индии, Италии, Канады, Малайзии, США, Японии.
«После всего сделанного Россией для Казахстана получается, что места для российских космических предприятий в проектах Казкосмоса нет. Казахстан, оказалось, хочет строить и запускать космические аппараты теперь уже без нашего участия», -- сообщил Ненашев.
Страдают российские программы
По его словам, политика Казкосмоса отражается на российских космических программах. «Пока программы выполняются, но с каждым годом делать это становится все трудней и трудней из-за казахстанской позиции. Под угрозу срыва ранее были поставлены запуски космических аппаратов по нашей космической программе. Чего стоит последний случай -- перенос на сутки пуска ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом связи Eutelsat W7 из-за того, что почти два месяца казахстанские чиновники не давали согласия на запуск этого европейского спутника», -- напомнил депутат.
По его словам, подобные случаи, к сожалению, «слишком часто повторяются». «Дошло до того, что в 2007 году казахстанская сторона не согласовала график запусков российских ракет-носителей на 2008 год и в 2008 году -- на 2009-й! А чтобы заменить запуск одного космического аппарата на другой, мы должны получить разрешение чуть ли не за год. Какими дипломатическими словами можно такое отношение к стратегическому партнеру охарактеризовать?» -- недоумевает Ненашев.
По его словам, руководитель Казкосмоса «на всех уровнях говорит о необходимости ограничения количества пусков ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-М». «А ведь она, образно говоря, наша основная рабочая лошадка для выведения космических аппаратов на орбиту Земли и в космическое пространство», -- отметил депутат.
Проблема Байконура
По его словам, такие действия представителей Казкосмоса наносят серьезный ущерб России как участнику международной космической деятельности. «В 2009 году едва не сорвалось выполнение долгосрочных коммерческих проектов. Наши заказчики пусковых услуг из США и Европы до последнего момента оставались в неведении, разрешит Казахстан или не разрешит запуск их космических аппаратов российскими ракетами-носителями с Байконура», -- подчеркнул Ненашев.
Он отметил также, что «затягиваются необходимые согласования». «По нескольку лет казахстанские чиновники согласовывают и все не могут согласовать нормативно-правовые акты о взаимных интересах по вопросам работы комплекса «Байконур». Я имею в виду документ о порядке согласования и внесения неотделимых улучшений в объекты космодрома, протокол по экологии и природопользованию, соглашение о порядке выделения земельных участков в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей», -- добавил Ненашев.
По его словам, продолжающиеся настойчивые попытки Казкосмоса «вытеснить нашу страну с арендованного нами до 2050 года космодрома Байконура побуждают Россию к основательному продумыванию вопроса о полной независимости наших космических программ от таких партнеров и обеспечении России свободным доступом в космос со своей территории».
Казахстан и Саудовская Аравия
Между тем недавно завершился рабочий визит в Саудовскую Аравию делегации Национального космического агентства Казахстана в составе его главы Талгата Мусабаева и других лиц, сообщает пресс-служба Казкосмоса со ссылкой на «Казинформ». Во время поездки прошли переговоры с руководством главного научного учреждения Саудовской Аравии -- научно-технического города имени Короля Абдель Азиза, а также департамента науки и техники Организации Исламская конференция (ОИК). На встречах обсуждалось расширение сотрудничества, в том числе по созданию искусственных спутников Земли.
Во время переговоров казахстанской делегации с вице-президентом научно-технического города имени Короля Абдель Азиза принцем Турки бен Саудом бен Мохаммадом Аль Саудом и директором центра искусственных спутников Института космических исследований Абдель Азизом бен Абдель Рахманом ас-Сугейром стороны наметили приоритетные направления двустороннего сотрудничества в космической сфере. Принц Турки бен Сауд выразил желание в ближайшее время посетить Казахстан и лично ознакомиться с научно-техническим потенциалом страны. Он добавил, что «сотрудничество между саудовским академгородком и казахстанскими научными учреждениями в настоящее время развивается очень динамично, уже имеется ряд совместных проектов в области разработки нанотехнологий».
В Саудовской Аравии обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в сфере космических исследований и расширения взаимодействия в области космического туризма. Мусабаев по итогам поездки сообщил, что участие Казахстана в проекте ОИК по созданию искусственных спутников позволит стране «наладить в перспективе собственную спутниковую индустрию, а также привлечь крупные инвестиции в космический сектор экономики».