Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Первый поезд «Сапсан» приехал из Москвы

Способный разгоняться до 250 км/ч современный поезд «Сапсан» приехал из Москвы в Санкт-Петербург. РЖД обещает безопасность и комфортность нового для России вида транспорта, на что уже потрачено более €600 млн. Скептики, однако, полагают, что «Сапсан» помешает пассажирам, пользующимся альтернативными поездами.

Из Москвы в 19.00 отправился первый высокоскоростной поезд «Сапсан», который по расписанию прибыл в Санкт-Петербург в 22.45, проведя в пути всего 3 часа 45 минут. Сейчас самым быстрым поездам требуется 4 часа 30 минут.

Салоны «Сапсана» оснащены кондиционерами, эргономичными креслами, имеются места для пассажиров с ограниченными возможностями. Всего в одном составе могут ехать 604 человека. В дороге пассажиры могут воспользоваться услугами системы быстрого питания. Вагоны «Сапсана» имеют туристический и бизнес-класс. В вагонах первого класса в стоимость билета входит горячее питание (с возможностью выбора блюд), печатная продукция, пользование интернетом, дорожные наборы (беруши, маска для глаз, тапочки) и детские наборы.

График движения
К тарифам на проезд в «Сапсане» применяется индивидуальный индекс сезонного регулирования. В первую неделю курсирования, с 17 по 25 декабря, будет действовать дополнительная скидка 15%. Так, минимальная стоимость проезда в одну сторону со скидкой в вагоне второго класса составит 2045 рублей, в первом классе (с учетом стоимости дополнительных услуг) -- 4184 рубля. При покупке билетов на «Сапсан» «туда и обратно» будет действовать скидка 10%.

Купить билет на «Сапсан» можно в билетных кассах, через транзакционные терминалы самообслуживания и платежные терминалы, а также через интернет. На поездах применяется электронная регистрация пассажиров: то есть пассажир, купивший билет через сайт РЖД и выбравший электронную регистрацию, может проходить на посадку только с документом, на основании которого он оформил билет.

При покупке билетов на «Сапсан» действуют льготы на проезд для граждан -- получателей социальных услуг и других категорий пассажиров, имеющих право на льготы по проезду.

Разогнаться до 330 км/ч

«Сапсан» -- высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства «Сименс транспортные системы», который способен разгоняться до 250 км/ч. Контракт стоимостью €276 млн на поставку восьми таких поездов подписан с Российскими железными дорогами в мае 2006 года. В апреле 2007 года подписан договор технического обслуживания поездов в течение 30 лет на сумму €354,1 млн, сообщает пресс-служба РЖД.

Подвижной состав «Сапсана» рассчитан на российскую широкую колею (1520 мм) и на 33 см шире используемых в Германии ICE 3. Поезда специально приспособлены для технических и климатических условий эксплуатации в России.

«Сапсан» выполняется в двух модификациях с одно- и двухсистемными двигателями -- для контактной сети 3 кВ постоянного и 25 кВ/50 Гц переменного тока. Каждый электропоезд состоит из 10 вагонов и имеет длину 250 м. Конструкцией поезда предусмотрено увеличение максимальной скорости до 330 км/ч после незначительной модернизации.

В разработке поездов наряду со специалистами «Сименса» принимали участие представители РЖД, ведомственных институтов и вузов железнодорожного транспорта. Всего над проектом работали более 180 специалистов.

В дальнейшем такие поезда будут также курсировать по направлению Москва--Нижний Новгород. Последние составы перейдут к РЖД в течение 2010 года.

«Сапсан» безопасен?

14 декабря этого года «Сапсан» получил сертификат соответствия российским нормам безопасности. Как сообщается, «приемочные и сертификационные испытания проводились по ряду показателей, среди которых прочность кузовов вагонов, габарит, аэродинамика, электромагнитная совместимость, воздействие на путь, сцепляемость, динамико-прочностные испытания, эргономика и другие».

Испытания проходили в период с 15 марта по 15 октября 2009 года на испытательных полигонах, а также на действующих участках Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской и Горьковской железных дорог.

«Электропоезд успешно прошел полный комплекс предварительных, приемочных и сертификационных испытаний. Конструктивное исполнение поезда обеспечивает надежность, энергоэффективность, безопасность и комфорт для пассажиров и обслуживающего персонала», -- обещает глава РЖД Владимир Якунин.

«Сапсан» пролетел мимо малых городов

Однако запуск «Сапсанов» будет иметь и негативные последствия. Об этом корреспонденту Infox.ru рассказал менеджер проекта «Яндекс: расписания» Александр Фетисов.

«Пуск «Сапсанов» привел к изменению в расписании движения около 80% поездов пригородного сообщения на маршруте Москва--Санкт-Петербург, -- рассказывает Фетисов. -- В основном эти изменения косметические, и люди привыкнут к ним уже через несколько дней. Однако на перегоне между Тверью и Бологим ситуация будет сложная. Ряд поездов там отменен, и максимальный интервал между электричками составит семь часов, в то время как автобусное сообщение там неразвито. Впрочем, есть надежда, что электропоезда вернутся в расписание по просьбам жителей».

«А вот с поездами дальнего следования сложнее. Из расписания исчез поезд «Юность». Это дневной поезд 23/24, следовавший между Москвой и Санкт-Петербургом, -- сообщил Фетисов. -- Поезд № 23 отходил из Петербурга в 13.05 и прибывал в Москву в 20.55, поезд № 24 отправлялся из Москвы в 12.30 и прибывал на конечную станцию в 19.51. Он был очень важен, поскольку перевозил днем пассажиров до таких населенных пунктов, как Вышний Волочек или Бологое. Да, у дневного «Сапсана» остаются остановки, но стоимость билета отличается. Если билет на «Юность» до того же самого Вышнего Волочка стоил в пределах 400 рублей, то билет на новый скоростной поезд будет стоить больше 1000. Город не очень богатый, такие деньги платить мало кто сможет. И если при движении из Санкт-Петербурга есть варианты, например, поезд Санкт-Петербург--Кисловодск, то из Москвы днем просто ничего нет. Остается ехать либо на электричках с неподогнанными пересадками, либо выходить на ночных поездах в два-три часа ночи».

Историческая память

Не радует запуск скоростного сообщения специалиста по истории железнодорожного транспорта Сергея Болошенко. «Непростительно, что под предлогом реконструкции линии под скоростное движение уничтожаются архитектурные сооружения», -- утверждает он.

«Петербурго-Московская железная дорога является единственным протяженным участком железной дороги, сохранившим архитектуру вокзалов середины XIX века в почти неизменном виде: Москва, Клин, Тверь, Спирово, Вышний Волочек, Бологое, Малая Вишера, Чудово, Любань, Санкт-Петербург. На других старых линиях, таких как Москва–Нижний Новгород, Москва– Рязань– Воронеж, Москва–Брест старинной архитектуры не осталось или же почти не осталось, -- рассказывает Болошенко. -- В последние годы были варварски уничтожены исторические здания на нескольких станциях. Самая крупная из потерь -- уничтоженный вокзал в Окуловке, построенный в середине XIX века. Предлогом для сноса была необходимость спрямления линии».

«Я полностью за высокоскоростное движение, но ненормально устраивать его на обычной, неспециализированной железнодорожной линии. На обычной линии скоростные поезда -- источник неудобств (сокращение пригородного движения), источник опасности (сбитые поездами люди). Нужна новая линия либо строительство дополнительных путей на существующей линии, но с обязательным сохранением архитектуры», -- заявил специалист.

Полная версия