Военные 520 дней будут «лететь» на Марс
Врачей и инженеров ищет Институт медико-биологических проблем РАН, чтобы провести 520-суточный эксперимент, в ходе которого добровольцы будут изолированы от окружающей среды, имитируя перелет к Марсу. Особо ИМБП призывает увольняющихся из рядов вооруженных сил России офицеров попробовать отправиться на Марс.
Институт медико-биологических проблем РАН (ИМБП) продолжает набор добровольцев для участия в третьем этапе российского проекта «Марс-500» -- 520-суточном эксперименте с изоляцией, имитирующем полет на Марс. Как отмечается в сообщении ИМБП, особое внимание уделяется офицерам, увольняющимся из рядов вооруженных сил России.
Испытатели-добровольцы должны быть в возрасте 25-50 лет, иметь высшее образование, знать русский и английский языки на уровне, обеспечивающем профессиональное и бытовое общение. Что касается профессиональных навыков кандидатов, то приглашаются практикующие врачи, врачи-исследователи, специалисты по системам жизнеобеспечения, вычислительной технике, механики.
По результатам анализа анкетных данных кандидатам в испытатели будут сообщены условия медицинского и психологического отбора, который будет проводиться врачебно-экспертной комиссией ИМБП в два этапа. На первом, амбулаторном, этапе кандидаты будут обязаны представить медицинские документы о состоянии здоровья.
Основная цель 520-суточной изоляции -- получение экспериментальных данных о состоянии здоровья и работоспособности человека, длительно находящегося в условиях изоляции в герметично замкнутом пространстве ограниченного объема при моделировании основных особенностей марсианского полета. Среди них -- сверхдлительность, автономность, задержка связи, лимитированность расходуемых ресурсов. Особое значение имеет отработка технологий медицинского обеспечения космонавтов применительно к межпланетным перелетам.
105-дневный эксперимент
14 июля завершился эксперимент, в ходе которого шесть человек просидели 105 суток в изоляции на территории ИМБП. Начиная с 30 марта космонавт-исследователь Сергей Рязанский, космонавт-испытатель Олег Артемьев, специалист по физической культуре и спорту Алексей Шпаков, врач Алексей Баранов, а также французский пилот Сириль Фурнье и военный инженер из Германии Оливер Кникель находились вместе друг с другом, как если бы они летели на Марс и не могли никуда деться из космического корабля.
Участники эксперимента не получали дополнительных ресурсов, необходимых для выживания, и обходились тем, что загрузили в модуль в начале полета. Экипаж самостоятельно принимал решения, касающиеся всех аспектов миссии. Моделировалась ситуация, при которой связь с Центром управления полетами серьезно ограничивалась из-за задержки сигнала и ограничения объема поступающей информации.
За время эксперимента его участники похудели, но сообщили, что чувствуют себя здоровыми, могли сидеть в изоляции и дальше. А основной проблемой на борту «корабля на Марс» оказались мелкие поломки техники. Бытовой ремонтный набор за время эксперимента использовался более 500 раз.
Пилотируемый полет на Марс
Тем временем президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота заявил, что пилотируемые полеты на Марс и дальше его орбиты невозможны с использованием существующих ракетных технологий и требуют перехода на использование ядерных энергоустановок, передает «Интерфакс».
«Освоение Солнечной системы возможно только с условием использования ядерной энергетики. Другой энергетики мы пока не нашли», -- сообщил Лопота на научной конференции в Московском авиационном институте.
Сначала ядерные технологии должны быть опробованы на космических аппаратах различного назначения. После этого возможно создание ядерного буксира для транспортировки грузов и пилотируемых кораблей на геостационарную, лунную орбиту, к Марсу и другим объектам Солнечной системы, отметил президент РКК «Энергия».
В зависимости от миссии буксиру потребуется энергоустановка мощностью от 500 кВт до 6 МВт. Для реализации полетов дальше орбиты Марса -- энергоустановка мощностью 24 МВт. При этом реально достижимо создание в ближайшее десятилетие энергоустановок мощностью 150 кВт -- 1МВт, уверен Лопота.