Численность амурских тигров в Приморье сократилась на 40% от среднего показателя за последние 12 лет. Однако единовременный учет на всем ареале обитания хищника не проводился. В то же время экологов тревожит непрекращающееся браконьерство, а также вырубка лесов, прокладка нефте- и газопроводов.
Экологи обеспокоены результатами мониторинга в Приморье численности амурского тигра. Он показал, что популяция этого хищника сократилась на 40% от среднего показателя за последние 12 лет. Об этом сообщил директор представительства Общества сохранения диких животных (WCS) в России, координатор программы мониторинга популяции амурского тигра Дэйл Микелл, передает РИА «Новости».
«Количество взрослых особей, по данным мониторинга этого года, на исследуемых участках сократилось до 56, что составляет 60% от среднего показателя за 12 лет наблюдений. В 2005 году их численность на этих участках составляла 115 особей, что выше среднего показателя за 12 лет, который составляет 95 особей», -- заявил Микелл на пресс-конференции, посвященной результатам мониторинга краснокнижного хищника.
Между тем официальным источником данных о численности амурского тигра остается единовременный учет на всем ареале обитания хищника. Последний такой учет проводился в 2005 году и показал, что численность его составляет 428-502 особи, предыдущий учет в 1995 году показал 415-476 особей. Для контроля над популяцией в период между учетами разработана программа мониторинга, в рамках которой каждую зиму ученые отслеживают следы тигров и копытных животных на отдельных специально выбранных участках в Приморском и Хабаровском краях. Именно результат такого подсчета и представил Микелл.
По словам доктора биологических наук, заведующего лабораторией экологии и охраны диких животных Тихоокеанского института географии ДВО РАН Дмитрия Пикунова, амурских тигров становится все меньше из-за браконьеров, которые истребляют и тигров, и копытных, которыми питаются хищники.
Пикунов сообщил, что негативно на состоянии популяции сказываются вырубка лесов, прокладка дорог и туристических маршрутов, а также «непомерно высокие для природы квоты на отстрел копытных в местах обитания тигра». «Прокладка нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан и газопровода Сахалин--Хабаровск--Владивосток в Приморском крае только в районе Сихотэ-Алиня пересекают 30 участков обитания тигра», -- рассказал ученый.
Присутствие строителей и неизбежное браконьерство, по его словам, могут привести к падению численности копытных и негативно сказаться на популяции амурского тигра.
Экологи предлагают принять комплекс мер для сохранения амурского тигра. «Для сохранения популяции этого хищника необходимо ускорить разработку новой редакции стратегии сохранения хищника и на ее основе принять федеральную целевую программу», -- заявил Микелл.
Кроме того, отметил он, нужно инициировать переговоры по разработке российско-китайской программы совместных действий по сохранению амурского тигра, в которую войдет создание резервата в районе горной цепи Стрельникова--Вандашань.
«Необходимо немедленно ввести мораторий на заготовку кедра корейского и внести его список пород, запрещенных к рубке, запретить все виды рубок в ареале обитания амурского тигра (Бирский, Матайский, Таежный, Верхнебикинский, Леопардовый), ужесточить российское законодательство в части защиты краснокнижных животных от браконьерства», -- добавил Микелл.
Тиграм не хватает генетического разнообразия
Между тем некоторые ученые утверждают, что реальная ситуация еще хуже. Исследователь из университета Британской Колумбии Филипп Анри и его коллеги проанализировали генетическое разнообразие диких тигров. Для этого они собрали генетическую информацию о 95 дикоживущих тиграх, а также добавили данные об особях, вывезенных в Северную Америку.
Оказалось, что эффективный размер популяции амурских тигров всего 27-35 особей. Это означает, что генетическое разнообразие у тигров крайне мало. Разные особи содержат множество одинаковых генов, многие тигры оказываются близкими родственниками. В случае изменений экологических условий в дикой природе может просто не оказаться животных, способных справиться с новыми реалиями. То есть, условно, сейчас тигры мало отличаются друг от друга, и в случае глобальной угрозы никто из них справиться с ней не сможет. Другая опасность заключается в том, что при скрещивании тигров-родственников велика вероятность, что потомство получит не самые лучшие рецессивные гены.
Исследователи отмечают, что существуют пути решения проблемы, которые могут оказаться эффективными. В статье, опубликованной в журнале Molecular Ecology в июле, они сообщают, что необходимо обеспечить взаимодействие между двумя популяциями, живущими на территории России. Сейчас основная группа тигров обитает на Сихотэ-Алине, а вторая -- вдоль границы с Китаем. Между собой две популяции контактируют мало, так как они разорваны человеческим присутствием.
Также могут оказаться полезными сотни тигров, живущих в питомниках Китая и других стран. Живущие в неволе животные сохранили гены, которые, вероятно, полностью исчезли на воле. За счет питомников и зоопарков можно было бы улучшить ситуацию с тиграми в дикой природе.
Осложняет ситуацию с тиграми в дикой природе естественная низкая плотность популяции этих хищников. Один тигр или семья требуют большой индивидуальной территории для охоты.