Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Чиновники не могут поделить контрабандных сапсанов

Восемь сапсанов, которых из аэропорта Домодедово пытались контрабандой отправить за границу, никак не могут вернуться на волю. Департамент природопользования правительства Москвы не понимает, почему птицы должны быть «выпущены на территории Подмосковья, а не в мегаполисе».

Департамент природопользования правительства Москвы в настоящее время не разрешает выпуск конфискованных в конце сентября на таможне в аэропорту Домодедово диких сапсанов. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на «источник, знакомый с ситуацией». По его словам, чиновники требуют обоснование того, почему «птицы должны будут быть выпущены на территории Подмосковья, а не в мегаполисе».

СапсаныСапсаны (Falco peregrinus) относятся к настоящим соколам, они -- типичные представители группы. Стоимость сапсанов на «черном рынке» составляет около 800 тыс. рублей.
В конце прошлой недели Росприроднадзор и Федеральная таможенная служба (ФТС) разрешили выпустить сапсанов на природу в Подмосковье. В настоящее время, как отметили эксперты-орнитологи, «мы не понимаем, почему птицы, находящиеся под юрисдикцией федеральных органов власти, должны получать согласование на выпуск с Москвой, когда все разрешения уже получены».

По мнению экспертов, каждый день, проводимый птицами в неволе, для них чрезвычайно опасен. «Птицы находятся в настоящее время в центре передержки. Там нет условий для их полной реабилитации, период их миграции заканчивается в течение ближайших дней, и поэтому они должны быть отпущены в природу в ближайшее время», -- сообщил источник, отметив, что «это больше походит на насильственное удержание животных, которое не соответствуют их обычному обитанию в природе».

Представитель Росприроднадзора сообщил, что все разрешения на выпуск птиц в природу департаментом оформлены и там также не понимают причин задержки. Однако в российском отделении Всемирного фонда дикой природы (WWF России) сообщают, что сапсаны, которые занесены в Красную Книгу, находятся под юрисдикцией федеральных ведомств России.

CITESКонвенция о международной торговле исчезающими видами (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES) -- это международная конвенция, которую ратифицировали 120 стран.
»Птицы занесены в конвенцию CITES. Они находятся под юрисдикцией федеральных ведомств России. Непонятно, почему московский департамент природопользования должен давать разрешение на их выпуск в природу, когда такое разрешение было уже дано федеральным органам -- Росприроднадзором», -- прокомментировали ситуацию в WWF России. «Не важно, с кем у питомника заключен контракт на передержку птиц, их выпуск должен контролировать Росприроднадзор», -- сообщают экологи.

История сапсанов

6 октября пресс-служба ФТС сообщила, что в ходе таможенного контроля пассажирского рейса Москва--Доха сотрудники Домодедовской таможни пресекли попытку незаконного перевоза восьми сапсанов.

При таможенном досмотре багажа через рентгеновскую установку таможенники обнаружили восемь птиц. Контрабандисты, граждане Сирии и Армении, поместили их между бутылками со льдом в две спортивные сумки, в которых проделали дырки для воздуха. Чтобы птицы не кричали и не шевелились, на головы им надели клобуки, а лапы и хвосты туго перевязали. Контрабандисты планировали долгий перелет с перегрузкой в Дохе (ОАЭ) продолжительностью более 10 часов.

Сапсаны находились в состоянии сильнейшего истощения и нервного потрясения. Кроме того, у двух птиц имелись признаки заболевания печени и заражения паразитами.

По факту обнаружения сапсанов возбуждено уголовное дело по статье 188 УК РФ «Контрабанда».

Между тем на сегодняшний день отсутствует четкий механизм передачи объектов CITES, задержанных правоохранительными органами как предмет правонарушения, соответствующим организациям для оказания экстренной помощи и сохранения. У таможен отсутствует список организаций, готовых принять для передержки птиц и животных, сообщает пресс-служба ФТС. «Таможенники неоднократно поднимали вопрос о создании в московском регионе приюта для животных, оказывающихся жертвами преступников», -- добавляется в сообщении.

CITES не помогает?

Безотносительно истории с восемью сапсанами экологические и зоозащитные организации в целом считают, что CITES малоэффективна. В ней много лазеек, отмечается на сайте Центра защиты прав животных «Вита». Значительная сложность связана с конфискацией животных, которую производят органы принуждения в случаях, когда ввоз животных идет вразрез с конвенцией. Из-за проблем благополучия их почти никогда не возвращают назад, в естественную среду обитания, и очень часто они оказываются в зоопарке, куда, возможно, их и везли. Их количество сокращается по сравнению с числом видов, которых разводят в неволе, но бывает очень трудно доказать, откуда животных импортировали, чтобы суд вынес обвинительный приговор.

Зоопарки и подобные организации жаловались, что CITES неоправданно ограничивает их деятельность. Доклад Международной стратегии по природоохране в зоопарках признает, что зоопарки должны оставаться под контролем международного законодательства, но одновременно выдвигает идею, что CITES следует «адаптировать и дорабатывать»: надо, чтобы оставалось достаточно возможностей перевозить животных между зоопарками, внешними и внутренними популяциями, а также чтобы снизился объем бумажной работы, связанной с заявлениями, сертификатами и разрешениями.

Между тем представители Всемирного общества защиты животных и Фонда «Рожденные свободными» считают, что CITES следует ужесточить, при этом в приложения 1 и 2 добавить больше видов, а национальные органы принуждения должны предпринимать строгие действия, если раскрываются случаи нарушения конвенции. А среди мер наказания должен быть пожизненный запрет на содержание редких видов.

Полная версия