Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:55
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

Кортик и топорик напомнили о Выборгском сражении 22 июня 1790 года

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Подводные археологи продолжают поднимать со дна Выборгского залива находки со шведских кораблей, затонувших во время Выборгского морского сражения 22 июня 1790 года. На 44-пушечном фрегате «Земира» обнаружены абордажные кортик, топорик и инструменты по работе с такелажем.

Подводные археологи из экспедиции «Память Балтики» подняли кортик и абордажный топорик с шведского фрегата, затонувшего в Выборгском заливе в XVIII веке, сообщил РИА «Новости» начальник экспедиции Константин Шопотов.

«Мы провели работы на обнаруженном несколько лет назад шведском 44-пушечном фрегате «Земира», затонувшем во время Выборгского морского сражения 22 июня 1790 года. Была исследована корма, где мы нашли абордажные кортик, топорик и инструменты по работе с такелажем», -- рассказал Шопотов.

Это не первые находки, сделанные археологами на фрегате «Земира». Ранее на месте гибели судна специалисты нашли 14 чугунных пушек, якорь, шпагу шведского морского офицера, клад из 300 медных монет достоинством одно и два эре, отчеканенных в Стокгольме в 1730-х годах.

По словам ученого, исследование фрегата практически завершено и теперь специалисты готовы реконструировать гибель корабля.

«Теперь можно точно сказать, что во время сражения «Земира» столкнулась с другим кораблем и загорелась. Неуправляемое горящее судно отнесло в сторону от места сражения -- на банку Репия. Затем произошел взрыв в двух камерах для хранения пороха, которые были расположены на носу и на корме. Взрывом корабль разорвало на три части, которые и лежат на глубине около 25 метров на значительном расстоянии друг от друга», -- рассказал Шопотов.

В этом сезоне экспедиция «Память Балтики», которая работает уже более 20 лет, продолжит работы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В планах подводных археологов -- работа в Старой Ладоге, где, как надеются ученые, на дне Волхова лежит средневековая ладья.

Также ученые проведут работы на русском корабле «Портсмут», который считался в начале XVIII века одним из самых быстрых судов Балтфлота и затонул во время шторма в Финском заливе почти 300 лет назад.

Выборгское сражение

Выборгское морское сражение произошло 22 июня 1790 года во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. Швеция стремилась вернуть себе земли, потерянные в ходе предыдущих войн.

В мае 1790 года шведский флот в составе 22 линейных кораблей, 13 фрегатов и других кораблей под командованием герцога Карла Зюдерманландского после неудачного для него сражения у Красной Горки оказался заблокирован двумя русскими эскадрами. 27 линейных кораблей, 14 фрегатов, 2 бомбардирских корабля и другие корабли под командованием адмирала Василия Чичагова заперли шведов в Выборгском заливе.

22 июня Зюдерманландский попытался прорвать блокаду. В бою шведский флот потерял 7 линейных кораблей, 3 фрегата и 57 других кораблей и судов. Русский флот обошелся без потерь. Однако основным силам шведского флота удалось прорваться в Свеаборг. Вскоре шведское правительство заключило Верельский мирный договор 1790 года.

Следы боя

В районе Выборгского сражения ежегодно делаются находки. Например, в 2004 году экспедиция «Память Балтики» обнаружила на дне Выборгского залива шведский фрегат «Уппланд». Он нашелся на глубине около 13 метров в районе банки Пааослуота. Шопотов рассказал тогда, что целенаправленные поиски «Уппланда» экспедиция вела около двух лет.

Участники экспедиции обнаружили корпус корабля, его носовую и кормовую части. Все они были расположены на некотором расстоянии друг от друга. «Поскольку дно в этом месте песчаное, то мы обнаружили большой разнос разных частей корабля», -- рассказал Шопотов.

Позднее корабль внимательно обследовался. «Это судно взорвалось во время сражения, и его детали разбросаны на дне залива на расстоянии около 400 метров. В середине развала деталей судна был обнаружен якорь. Помимо этого были найдены и подняты со дна залива два колеса от пушечного станка. Остальные детали этого станка, поднятого несколько лет назад, помещены в Музей подводной археологии», -- рассказал Шопотов.

Кроме того, ученые обнаружили фрагмент палубных станков корабельных орудий, книппель, большое число фрагментов медных листов, которыми была обшита подводная часть корабля. «Это свидетельствует о том, что корабль был высокого уровня. Медную обшивку, которая позволяла кораблю быстрее перемещаться, имело далеко не каждое судно», -- отметил начальник экспедиции.

Среди других обнаруженных кораблей -- линейные шведские корабли «Ловиса-Ульрика», «Хедвиг Элизабет Шарлота», «Эникхеттен», галера «Эртрус», бриг-коттер «Драгун». Всего за годы работы найдено и исследовано более 20 кораблей.

Россиян предупредили об опасных последствиях ОРВИ
Реклама