Глубоководные аппараты «Мир» поищут Атлантиду
Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» примут участие в поиске мифической Атлантиды в 2011 году, если не будут в это время заняты работой по государственным программам. А сейчас уникальные аппараты продолжают исследовать Байкал.
Глубоководные обитаемые аппараты «Мир» в 2011 году могут принять участие в научной экспедиции по поиску мифического государства Атлантида, сообщил РИА «Новости» председатель попечительского совета фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. В настоящее время «Миры» исследуют дно, флору и фауну Байкала.
«Мы планируем через год-два начать экспедицию по поиску Атлантиды. Во время этой экспедиции, естественно, мы собираемся задействовать «Миры», если они не будут заняты другими государственными программами», -- рассказал Слипенчук. По его словам, поиски Атлантиды, так же как и исследования озера Байкал, привлекут внимание мирового сообщества к проблемам океанологии.
Исследование Байкала
Между тем недавно аппарат «Мир-2» достиг максимальной глубины Байкала -- 1637 метров и почти 15 километров прошел по дну. А это, по признанию организаторов, «одно из важнейших заданий сезона погружений-2009», пишет «Российская газета». Как сообщил директор Байкальского музея Сибирского отделения РАН Владимир Фиалков, «самая глубокая точка озера находится вблизи мыса Ижимей. Погружение глубоководного аппарата на глубину свыше полутора километров продолжалось больше десяти часов». А дно, по которому «Мир» прошел 15 километров, оказалось ровным, как поверхность стола.
«Мы увидели огромное количество представителей подводной фауны -- крупных ракообразных, рыб, в том числе бычков», -- поделился наиболее ярким впечатлением Фиалков.
В отличие от погружений в самую глубокую точку Байкала, которые проводились 18 лет назад, сейчас съемки байкальского дна «Мир-2» ведет тремя камерами, дающими высокую четкость изображения. Как ожидается, уже в нынешнем году это видео, должным образом обработанное, сможет увидеть любой посетитель экспозиции «Батискаф» в Байкальском музее Сибирского отделения РАН.
Залежи топлива будущего
Помимо фауны самых глубоких мест Байкала внимание ученых привлекли и другие находки, сделанные «Мирами». На глубине около 1400 м пилот батискафа и два наблюдателя, ученые Иркутского лимнологического института, заметили необычные пласты твердой породы. Сначала они подумали, что это мрамор, сообщает пресс-служба Российской академии наук. Но под глиной и песком высветилось прозрачное вещество, очень похожее на лед. Оказалось, что это кристаллическое вещество, состоящее из воды и газов метана (газогидраты).
«Мы часто находили маленькие включения. Но таких пластов... Все равно что в руках кусок золота подержал в этом погружении. Потому что для меня это были фантастические впечатления», -- рассказал пилот глубоководного аппарата «Мир» Евгений Черняев.
Прошлым летом на этом же месте «Миры» ничего не обнаружили. В этот же раз удалось еще увидеть и газовые вулканы -- места, где со дна Байкала выходит метан.
«В 2000 году при исследованиях в среднем Байкале была найдена структура -- грязевый вулкан Санкт-Петербург. В 2005-м мы открыли в районе этого грязевого вулкана газовый факел высотой около 900 метров... И на протяжении всех последних лет мы наблюдаем газовые факелы в этом районе», -- рассказал заведующий лабораторией гидрологии Лимнологического института СО РАН, участник экспедиции «Миры на Байкале» Николай Гранин.
По оценкам специалистов, в газогидратах содержится столько же углеводорода, сколько во всех разведанных источниках нефти и газа. Их поиски ведутся во всем мире. Например, в Японии и Индии, где не хватает этих полезных ископаемых. Запасов газогидратов в Байкале, считают ученые, примерно столько же, сколько на Ковыктинском месторождении.
«Газовые гидраты -- это топливо будущего. На Байкале его добывать никто не будет. А добывать их будут в океане. Будет это лет через 10-20. Станет основным ископаемым топливом», -- уверен директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачев.
Поднять со дна озера газовые гидраты оказалось невозможно. На глубине Байкала под высоким давлением и при низкой температуре они сохраняются в твердом виде. Приблизившись к поверхности озера, пробы взорвались и растаяли.