Космический грузовой корабль ATV Jules Verne затоплен в Тихом океане после почти шести месяцев совместного полета с Международной космической станцией.
По сообщению Европейского космического агентства, не сгоревшие при прохождении плотных слоев атмосферы части ATV примерно в 17.53 мск упали в Тихий океан с центром рассеивания обломков в точке с координатами 40° южной широты и 145° западной долготы.
Jules Verne стартовал 9 марта этого года при помощи специальной модификации ракетоносителя Ariane 5 -- Ariane 5 ES ATV -- с космодрома Куру во Французской Гвиане. После этого грузовой корабль вышел на расстояние в 2 тыс. км от МКС и ожидал, пока станцию покинет шаттл Endeavour. 3 апреля Jules Verne пристыковался к МКС в автоматическом режиме.
ATV (Automated Transfer Vehicle) Jules Verne -- первый космический грузовой корабль, разработанный Европейским космическим агентством.
Его длина -- 10,77 м, внешний диаметр -- 4,48 м. ATV способен доставлять на МКС грузы общей массой до 7670 кг и до 6400 кг удалять с орбиты. Аппарат состоит из герметичного и негерметичного отсеков.
Герметичный отсек объемом 48 м3 построен на базе итальянского модуля MPLM, разработанного специально для программы МКС. Два таких модуля, Leonardo и Rafaello, использовались ранее для снабжения МКС различными грузами. При помощи шаттлов Leonardo (4 полета) и Rafaello (3) доставлялись на МКС и пристыковывались при помощи манипулятора к одному из свободных портов американского сектора.
Негерметичный отсек имеет 22 сферические емкости различных размеров для доставки на МКС питьевой воды (до 840 кг), кислорода и азота (до 100 кг), а также компонентов топлива общей массой до 860 кг. Около 1400 кг топлива также загружаются для двигательной установки самого ATV, чтобы корректировать направление его полета. Большая часть бортовых служебных систем также располагается в негерметичном отсеке. В частности, там расположены системы обеспечения движения, электропитания, связи, вычислительный комплекс и другие механизмы. На отсеке закреплены четыре солнечные батареи общей площадью 33,6 м2 и общей мощностью 4800 Вт. Размах батарей -- 22,3 м. Они независимы в управлении и самостоятельно ориентируются на Солнце.
В состав двигательной установки входят четыре основных двигателя для маневрирования на орбите с суммарной тягой 490 Н, а также 28 вспомогательных двигателей с суммарной тягой в 220 Н, предназначенных для управления кораблем.
Стыковка ATV производится к российскому модулю «Звезда», а аппаратура контроля параметров сближения (на базе системы «Курс»), стыковочный узел, система дозаправки МКС топливом, телекамера и пульт управления ATV разработаны в России. Во время автоматической стыковки корабля специалисты проверяют расположение корабля относительно станции при помощи лазерного луча и системы GPS.
Jules Verne был предназначен для отработки всех полетных процедур для последующих кораблей этого типа, доставки на МКС грузов, проведения нескольких коррекций орбиты станции, а также эвакуации с МКС отработанных материалов и оборудования.
Все эти задачи были успешно выполнены «грузовиком». Запуск второго ATV ориентировочно состоится в 2010 году. В это время ATV планирует использовать NASA, так как после 2010 года прекратятся полеты шаттлов. Своего собственного корабля американское космическое агентство не будет иметь до окончания разработки и создания новых кораблей Orion.
До следующего полета специалисты ЕКА должны будут проанализировать все сложности, возникшие во время полета Jules Verne. В частности, не всегда качественно работали автоматические системы управления корабля, а также наблюдались проблемы, связанные с недостаточно надежной герметизацией ATV.