«Русь» станет новейшим российским космическим кораблем
РКК «Энергия» начинает разработку эскизного проекта пилотируемого космического корабля для полетов на земную и окололунную орбиты, ремонта космических аппаратов, а также для сведения с орбиты вышедших из строя спутников. Корабль предназначен для доставки на орбиту экипажа из шести человек, а также не менее 500 кг полезного груза. Рабочее название корабля -- «Русь».
РКК «Энергия» выиграла тендер на разработку эскизного проекта перспективного пилотируемого космического корабля и начинает готовить проект. Новый российский космический корабль, разработка эскиза которого будет закончена в следующем году, может получить название «Русь», сообщает «Интерфакс».
«Рабочее название корабля -- это «Русь», но оно будет уточняться, чтобы российское название корабля было достойным. В какую сторону название будет трансформироваться, пока трудно сказать», -- заявил на пресс-конференции в Центре управления полетами (ЦУП) президент РКК «Энергия» Виталий Лопота.
По его словам, корабль будет капсульного типа, по аналогии с разрабатываемым сейчас в США новым космическим кораблем. «Их формы, наверное, будут близки», -- отметил Лопота. Но он сообщил, что РКК «Энергия» до конца 2010 года особо не будет раскрывать информацию о новом корабле.
И хотя РКК «Энергия» возглавляет проект, создавать новый космический корабль, возможно, будут и другие предприятия ракетно-космической отрасли России.
«Мы будем смотреть на все перспективные технологии, которые есть у российских предприятий, и привлекать их в кооперацию», -- пообещал Лопота.
По его словам, РКК «Энергия» будет использовать при создании нового российского пилотируемого корабля только лучшие российские технологии. «Будем взвешивать, какие сегодня конкурентоспособные технологии имеет Центр им. Хруничева, и будем привлекать их к кооперации, и будем использовать не только Центр им. Хруничева, но и все перспективные технологии, которые сегодня есть на вооружении российской промышленности», -- отметил Лопота.
Победа «Энергии»
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» победила в тендере на разработку эскизного проекта российского перспективного пилотируемого космического корабля. При этом Роскосмос советует корпорации привлечь к работам Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева.
«Конкурсная комиссия приняла решение признать победителем конкурса ОАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королева», -- говорится в протоколе заседания комиссии Роскосмоса.
В конкурсе на создание нового российского пилотируемого корабля принимали участие две организации -- РКК «Энергия» и ГКНПЦ имени Хруничева. Новый корабль должен сменить использующийся на протяжении четырех десятков лет корабль «Союз».
Первое место проекту РКК «Энергии» отдали все без исключения члены комиссии, имеющие право голоса.
Комиссия рекомендовала РКК «Энергии» привлечь к выполнению работ в качестве соискателя второго участника тендера -- ГНКПЦ имени Хруничева, «имеющий необходимый опыт в проведении работ по пилотируемой программе», сказано в тексте протокола.
Обязанности РКК «Энергии»
Сроки выполнения контракта ограничены июнем 2010 года. Цена контракта -- 800 млн руб.
После завершения работ над эскизным проектом РКК «Энергия» должна представить и защитить свой проект перед специальной технической комиссией Роскосмоса. По итогам заседания комиссии будет принято решение о внесении изменений в первоначальный проект или о строительстве опытного образца нового корабля без изменений.
На создание перспективного пилотируемого корабля во время предыдущего конкурса, проводившегося Роскосмосом в 2006 году, выделялось лишь 50 млн руб., сообщил на прошлой неделе журналистам руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. «На эту сумму из папье-маше мало что сделаешь. А сейчас появились средства, позволяющие рассчитывать на эскизное проектирование», -- отметил Краснов.
Задачи корабля
Требованиями Роскосмоса предусматривается создание нескольких модификаций корабля, предназначенных для полетов на земную и окололунную орбиты, ремонта космических аппаратов, а также для сведения с орбиты вышедших из строя спутников и крупных фрагментов космического мусора. Новый корабль планируется использовать и для космического туризма.
И его возможности
Базовая модификация корабля предназначена для доставки на орбиту и возвращения с нее экипажа из шести человек и не менее 500 кг полезного груза при автономном существовании до пяти суток. На борту лунной модификации должны помещаться четыре космонавта и до 100 кг грузов при автономном полете до 14 суток.
Требованиями Роскосмоса предусмотрено, что управление кораблем осуществляется одним пилотом. При старте экипаж должен испытывать перегрузки не больше 4g (давления четырех масс своего тела), а при посадке в штатном режиме -- не более 3g, говорится в требованиях. Корабль рассчитан на многоразовое (до 10 полетов в космос) использование. При этом надежность не должна опускаться ниже 0,995.
Ракета-носитель
Ранее Роскосмос объявил победителя конкурса на создание новой ракеты-носителя, которая будет выводить новый корабль на орбиту. Тендер выиграло самарское «ЦСКБ-Прогресс» -- производитель ракет-носителей семейства «Союз». Предприятие в кооперации с КБ имени Макеева и РКК «Энергия» должно представить к сентябрю следующего года эскизный проект двухступенчатой ракеты среднего класса грузоподъемностью 20-23 тонны. Госфинансирование работ составит 145 млн руб.
Ракета предназначена для запусков с космодрома «Восточный» в Амурской области, строительство которого начнется в 2010 году. Непилотируемые запуски с космодрома начнутся в 2015 году.
Первый пилотируемый старт, по заявлениям главы Роскосмоса Анатолия Перминова, должен состояться с космодрома «Восточный» в 2018 году.
NASA тоже не отдыхает
Американские специалисты также ведут разработку современного космического корабля, который получил название Orion. Его основные задачи -- те же, что и у российского проекта. Корабль NASA предназначен для полетов к МКС и Луне, для выполнения операций на орбите. Запуск Orion будет осуществляться с помощью ракеты-носителя Ares-1.
Руководство NASA хочет, чтобы разработка корабля завершилась как можно скорее, так как в 2010 году прекратятся полеты шаттлов. После этого NASA придется пользоваться российскими или европейскими кораблями для доставки на МКС грузов. Для доставки астронавтов будут использоваться российские «Союзы». В то же время NASA ищет альтернативные варианты. В конце декабря стало известно, что NASA подписала контракты на общую сумму $3,5 млрд с частными компаниями Оrbital Sciences Corporation и Space Exploration Technologies на доставку грузов.
В то же время специалисты NASA испытывают узлы Orion и Ares-1. Например, в конце ноября специалисты NASA провели огневое испытание двигателя спасательной капсулы будущего пилотируемого космического корабля. Весной 2009 года разработчики проверят двигатель уже вместе с самой капсулой.