Москва
5 ноября ‘24
Вторник

«Союз ТМА-12» вернулся на Землю

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-12» приземлился на территории Казахстана в 7.37 мск. Спуск прошел в штатном режиме.

В 4.16 мск корабль «Союз ТМА-12» отстыковался от Международной космической станции и перешел в режим автономного полета.Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, в 6.45 двигатели корабля включились на торможение, которое длилось 261,4 с.

На Землю вернулись командир 17-й основной экспедиции на МКС Сергей Волков и бортинженер Олег Кононенко. С ними прилетел и американец Ричард Гэрриот, заплативший Роскосмосу $30 млн за возможность побывать в космосе. Гэрриот -- профессиональный разработчик компьютерных игр, но с февраля этого года проходил подготовку как участник космического полета в составе основного экипажа.

На территории Казахстана в 89 километрах севернее города Аркалыка космонавтов ожидали спасатели, представители подразделений Росаэронавигации, а также члены семей космонавтов. В их числе Герой Советского Союза Александр Волков, космонавт номер 60, совершивший три космических полета. Он первый космонавт на Земле, чей сын совершил космический полет. Также «Союз ТМА-12» ожидал отец Ричарда Гэрриота – астронавт NASA Оуэн Гарриотт. А Ричард стал первым в США потомственным астронавтом. Первый в истории потомственный космонавт -- бывший командир МКС Сергей Волков.

Длительность космического полета Сергея Волкова и Олега Кононенко составила 198 суток 16 часов, Ричарда Гарриотта -- 11 суток 20 часов.

Завершивший сегодня свой полет «Союз ТМА-12» стартовал с Байконура 8 апреля при помощи ракетоносителя «Союз-ФГ» и пристыковался к стыковочному отсеку МКС «Пирс» 10 апреля. На корабле на станцию прибыли Сергей Волков, Олег Кононенко и Йи Сойон, ставшая первым космонавтом из Южной Кореи. После непродолжительного пребывания на МКС кореянка вернулась на Землю, а Волков и Кононенко продолжили работать по программе 17-й основной экспедиции.

Сейчас с ними вернулся и Ричард Гэрриот, прибывший на МКС 14 октября на корабле «Союз ТМА-13». Он пристыковался к нижнему стыковочному узлу модуля «Заря». Руководил полетом корабля космонавт Юрий Лончаков, бортинженером стал астронавт NASA Эдвард Майкл Финк. На станцию прибыла 18-я основная экспедиция.

Сейчас Финк командир МКС, он сменил на этом посту Волкова, а Лончаков -- бортинженер. Также на станции находится Грегори Шамитофф, который пробудет там вплоть до миссии челнока Endeavour (старт намечен на 12 ноября), когда его сменит американка Сандра Магнус. В свою очередь Магнус на орбите должен сменить японец Коичи Ваката из японского космического агентства. Это произойдет во время намеченной на февраль будущего года миссии шаттла Discovery. Финк и Лончаков пробудут на орбите до апреля 2009 года.

За время одновременного пребывания на МКС экипажей 17-й и 18-й основных экспедиций космонавты провели серию экспериментов. Среди медико-биологических опытов -- оценка атрофии глубоко расположенных мышц человека в условиях невесомости. При этом регистрировались субъективные болевые ощущения в области поясницы, испытываемые астронавтом в течение дня. Изучалась и работа вестибулярного аппарата. Также космонавты оценивали риск для иммунной системы человека, вызванный пребыванием в невесомости, провели изучение влияния микрогравитации на роговицу глаза. Также исследовалось качество сна на орбите и разрабатывались меры борьбы с бессонницей. Все работы на МКС проходили в штатном режиме.

Одной из интриг спуска экипажа 17-й основной экспедиции была траектория, по которой будет приземляться спускаемый аппарат. Дело в том, что два предыдущих раза спуск прошел хоть и в штатном режиме, но по баллистической траектории. Капсула «Союз ТМА-11» отклонилась при этом от ожидаемого места посадки на 420 км, также по баллистической траектории проходил и спуск корабля «Союз ТМА-10». При этом космонавты на борту корабля испытывают большие перегрузки около 8--9 g, тогда как при обычном спуске -- 3--4 g. До этого подобное случалось всего один раз, в 2003 году, когда из-за сбоя в блоке системы управления произошел «жесткий» спуск «Союза ТМА-1». Наиболее вероятной причиной спусков по баллистическим траекториям спускаемых аппаратов кораблей «Союз ТМА-10» и «Союз ТМА-11» специалисты РКК «Энергия» им. С.П.Королева называют неполадки пиропатронов, при помощи которых от капсулы должны отсоединяться «лишние» при спуске элементы.

Чтобы окончательно проверить это предположение, Сергей Волков и Олег Кононенко совершили внеплановый выход в космическое пространство и изъяли пиротехнический патрон для его изучения на Земле.

Полная версия