Ряд пригородных пассажирских компаний (ППК), работающих в РФ, сокращают электрички в связи с отсутствием финансирования со стороны бюджетов субъектов.
ППК осуществляют перевозки пассажиров в пригородном сообщении с 2011 года. Они создаются для обеспечения прибыльности перевозок. Пригородные компании учреждаются в форме ОАО как совместное предприятие РЖД и региона, сообщают РИА Новости. Тарифы регионам предлагают ППК. Власти субъектов, в свою очередь, устанавливают окончательный тариф на перевозку, чаще всего ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть регионы должны возмещать перевозчику. Однако РЖД не раз заявляли, что большинство регионов не выполняет свои обязательства.
С 23 августа в связи с критическим финансовым положением и угрозой ликвидации компании ППК «Черноземье» сокращает 50 маршрутов пригородных поездов. Причиной подобного положения стал недостаток компенсации убытков от государственного регулирования тарифов субъектами. По той же причине с 23 августа начинает оптимизацию размеров движения пригородных поездов в регионах обслуживания и Северо-Западная пригородная пассажирская компания. Эта ППК отменяет около 30 пригородных пассажирских поездов.
С 2011 года РЖД ввела для ППК в качестве оплаты за использование путей так называемый «нулевой тариф», а государство выделяет монополии субсидию. Так, в 2011 и 2012 году на эти цели из госбюджета было выделено по 25 миллиардов рублей, столько же планируется выделить и в 2013 году. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев в начале августа заявил, что правительство в 2013 году собирается дать госсубсидии на пригород последний раз. При этом он добавил, что так будет, «если не случится чего-то такого, что заставить нас снова дать эти деньги».