Банки смогут получить доступ к данным о пенсиях россиян
Банкиры смогут получать из Пенсионного фонда России данные о доходах своих заемщиков, но только если заемщики на это согласятся.
Такое решение было принято на совещании в Банке России в минувшую пятницу, в котором приняли участие представители банковского сообщества, ПФР, Минкомсвязи, а также глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
По словам вице-президента Ассоциации региональных банков По словам вице-президента Ассоциации региональных банков «Россия» Алины Ветровой, итогом дискуссии стало решение начать эксперимент по доступу банков к данным лицевого счета граждан в ПФР при помощи единого портала госуслуг для тех из них, кто готов регистрировать клиентов в этой системе по предложенной Минкомсвязи схеме, пишет «Коммерсантъ».
Замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев рассказал, как будет выглядеть схема: клиент банка самостоятельно получает выписку о состоянии лицевого счета в ПФР при помощи портала госуслуг. Затем из своего личного кабинета направляет ее в банк по каналам системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Если клиент не зарегистрирован на портале, банк сможет его зарегистрировать онлайн. При этом банк получит возможность подтверждать учетную запись клиента на портале госуслуг наравне с «Почтой России» и «Ростелекомом», а также многофункциональными центрами, которые осуществляют идентификацию пользователей портала сейчас. При этом все банки уже и так подключены к СМЭВ, пояснили в Минкомсвязи. В рамках этого подключения им нужно будет настроить свои системы для новой функции по приему данных ПФР. «Это не прямой доступ банков к системе ПФР, а дополнительный сервис для граждан, позволяющий результат предоставленной им на портале госуслуг услуги ПФР в электронном виде направить в банк»,— поясняет господин Козырев.
Текущее законодательство такую схему позволяет. В этом случае банк будет выступать в качестве третьего лица, которое будет помогать клиенту заводить учетную запись на портале госуслуг. При этом запрос в ПФР со своей учетной записи должен отправить непосредственно сам клиент.
«ПФР подобный вариант устраивает — в предложенной схеме работы получателем информации все равно изначально является гражданин, при этом для него создаются все необходимые условия для комфортной и оперативной передачи этой информации в банки»,— заявили в ПФР.
Банкиры настаивали на прямом доступе к базе данных ПФР и предложенный вариант рассматривают как полумеру.