Роскосмос сомневается, что причиной аварии ракеты «Протон-М» мог стать саботаж
Межведомственная комиссия по расследованию аварии ракеты-носителя «Протон-М» с космическим аппаратом «Экспресс-АМ4R» определила основную причину случившегося.
ЦНИИМАШ установил, что наиболее вероятной причиной аварии представляется разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени ракеты.
Эксперты комиссии работают на Байконуре, в конструкторских бюро, на заводах-изготовителях, в центрах управления полетами.
По результатам предварительного анализа комиссия оставила для дальнейшего рассмотрения четыре версии причины аварии, все они связаны с работой рулевого двигателя третьей ступени. В их число входят: разрушение узла подшипника турбонасосного агрегата; разгерметизация магистрали питания горючим; попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор; засорение фильтра по линии горючего.
При этом комиссия не исключает версию преднамеренного саботажа. По результатам работы в КБ химавтоматики и на Воронежском механическом заводе, где производят рулевые двигатели третьей ступени ракеты-носителя, а также на ракетно-космическом заводе в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, «комиссия не выявила каких-либо нарушений, которые могли бы стать непосредственной причиной аварии», передает Интерфакс.
Роскосмос в ответ на это заявил, что саботаж крайне маловероятен. «Версия, связанная с человеческим фактором, в том числе с намеренным нарушением технологических норм производства, рассматривается при расследовании любой аварии и инцидента, это стандартная процедура. У комиссии нет каких-либо данных, указывающих на это». – отметили в ведомстве.
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником связи «Экспресс-АМ4R» стартовала с космодрома Байконур 16 мая. На этапе работы третьей ступени ракеты возникла нештатная ситуация, и космический аппарат не был выведен на орбиту.