Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Первая в России кругосветная экспедиция на вертолетах стартовала в Подмосковье

2 августа стартовала первая российская кругосветная экспедиция на вертолетах, организованная аэроклубом компании «Авиамаркет». Экипажи двух вертолетов Robinson-66 Turbine планируют преодолеть более 40 000 километров за 45 дней.

Маршрут экспедиции пролегает в Северном полушарии, поскольку ее участники изначально не хотели преодолевать зоны, воздушное пространство которых является потенциально опасным, например, Ирак. Они пролетят над самой северной, самой южной и самой западной точками Европы, над самым большим лесным массивом на планете – Сибирской тайгой, преодолеют Атлантический и Тихий океаны.

Экспедицию возглавил Михаил Фарих – опытный частный пилот и путешественник. Командиром второго экипажа стал шеф-пилот компании «Авиамаркет» Дмитрий Ракитский. В экспедицию также отправились пилот и чемпион Европы по пилотажу Александр Курылев, путешественник и пилот аэроклуба Вадим Мельников, актер и режиссёр-документалист Дмитрий Кубасов. Впрочем, Михаил Фарих предпочитает говорить не «экспедиция», а «перелет», поскольку, по его словам, его команда не ставит глобальных научных целей.

Идея кругосветного перелета на вертолетах впервые привлекла внимание советских авиаторов – летчика В. Колошенко и штурмана В. Аккуратова - еще в 1968 году. Однако подготовка экспедиции и согласование перелета с правительствами стран, через которые планировалось пролетать, заняли слишком много времени. Кроме того, после 1990 года интерес к проекту угас. Поэтому в XX веке российская кругосветная экспедиция на вертолетах не состоялась.

О кругосветном перелете в аэроклубе задумывались уже давно. Теоретическая подготовка началась около десяти лет назад. В 2009 году члены аэроклуба перегнали новые Robinson R-66 с завода в Лос-Анджелесе в Москву. В 2012 году состоялся перелет Москва – Сахалин, в начале 2013 года путешественники отправились на Северный полюс. Теперь R-66 предстоит пересечь все меридианы с востока на запад.

Кругосветный перелет на вертолетах станет первым не только для России, но и для модели Robinson. Хотя в России эта модель была сертифицирована только в марте этого года, члены аэроклуба «Авиамаркет» летают на ней уже около трех лет. Дмитрий Ракитский отметил, что этот вертолет является относительно дешевым для своих тактико-технических характеристик. Он стоит чуть больше миллиона долларов США, однако срок его эксплуатации составляет около 40 лет. R-66 развивает скорость до 220 км/ч и может преодолеть расстояние до 1000 км. Для исправления большинства неисправностей экипажу не потребуется специальный ангар, они рассчитывают при необходимости чинить машины в пути.

Кругосветное путешествие на вертолетах связано с рядом трудностей. Самая главная из них состоит в том, что вертолет, в отличие от самолета, не может совершать полеты с большой дальностью. В апреле 1966 года Роберт Ферри на вертолете Hughes YOH-6A с в полете из Калвер Сити (Калифорния) в Ормонд Бич (Флорида) установил рекорд по самому дальнему беспосадочному перелету, преодолев расстояние в 3561,55 км. Протяженность отрезков пути в кругосветном путешествии редко превышает 1000 км, после чего необходимы остановки для дозаправки. От вертолета также требуется достаточно большая грузоподъемность для перевозки запчастей и резерва топлива.

Маршрут экспедиции 2013 года спланирован с учетом необходимости постоянных дозаправок, на нем размечены все точки, где участники перелета смогут пополнить запасы топлива. Перелет через Атлантику разрабатывался особенно тщательно – из Северной Шотландии через Фарерские острова и Гренландию в Северную Канаду. Однако, по словам летчиков, в случае крайней необходимости они могут приземлиться около любой заправки и заправить вертолеты дизельным топливом.

Следует отметить, что в программу обучения пилотов входит имитация всевозможных чрезвычайных ситуаций и отказов. Вертолет способен приземлиться на любой ровный участок поверхности размером 20 на 20 метров. На случай посадки на водную поверхность предусмотрены плоты и гидрокостюмы.

По словам Михаила Фариха, участники перелета не собираются устанавливать никаких рекордов. «Главная цель – доказать, что Земля имеет форму шара. Поймите, речь идет о порыве души», - заявил он в ответ на вопрос о целях экспедиции.

«Мы хотим донести до людей идею о том, что человек создан для полетов. Раньше автомобили и путешествия на них были в диковинку, сейчас это норма. Люди на земле установили границы, однако никто не может разграничить небо. Мы надеемся, что подобные перелеты сделают границы призрачными, ведь небо принадлежит всем», - подчеркнул он.

Полная версия