Конституционный суд (КС) РФ постановил, что архивы с гостайнами, засекреченные 30 лет назад или раньше, могут быть раскрыты.
Поводом для принятия этого решения стала жалоба зампредседателя центра «Мемориал» Никиты Петрова.
Петров обратился в КС весной прошлого года после того, как ФСБ отказала ему в доступе к трем приказам Министерства государственной безопасности СССР, пишет «Коммерсантъ». Историк хотел ознакомиться с документами для своих научных исследований о деятельности аппарата уполномоченного НКВД-МГБ в Германии в 1945-1953 годах.
Историк сослался на ст. 13 закона «О гостайне», согласно которой срок засекречивания не должен превышать 30 лет и может быть продлен лишь в исключительных случаях и только Межведомственной комиссией по защите гостайны. Когда Петров запросил доступ к документам, ФСБ разрешением комиссии на продление срока засекречивания документов не располагала.
Суды общей юрисдикции и Верховный суд приняли сторону ФСБ, постановив, что предельный срок не подлежит применению к архивным материалам, засекреченным до 21 сентября 1993 года (даты вступления в силу закона «О гостайне»). Это означало, что норма о рассекречивании тайн начнет применяться на практике только в 2023 году.
Однако КС РФ определил, что 30-летний срок засекречивания подлежит применению в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне «как до, так и после вступления в силу» закона «О гостайне» 1993 года.