В распространении вируса пчел обвинили клеща-паразита
Вирусы в пчелиных колониях присутствуют всегда, но лишь в присутствии клеща они становятся опасными. Вирусная инфекция, переносимая клещом и вызывающая гибель пчел, может обернуться для экономики огромными убытками.
Исследователи из Шеффилдского университета (Великобритания) обнаружили, что паразитический клещ Varroa является распространителем вируса медоносных пчел, вызывающего у них деформацию крыльев. Статья с таким выводом опубликована в свежем номере журнала Science.
То, что паразиты насекомых могут распространять вирусы, было известно и ранее, однако оставался неясным механизм возникновения ассоциации паразитов и вирусов. Ученым представилась возможность проследить его на примере гавайских медоносных пчел.
До августа 2007 года, когда на Гавайях впервые было зафиксировано появление Varroa, медоносные пчелы архипелага не сталкивались с паразитическим клещом. Однако затем клещ стал быстро заражать пчелиные семьи, что вызвало эпидемию вируса деформации крыльев (DWV).
Ученые установили, что в зонах, свободных от клеща, присутствие вируса отмечалось лишь в 6-13% колоний, а в пораженных зонах – уже в 75-100%. Кроме того, клещ увеличивал зараженность вирусом у отдельных особей: в колониях, где присутствовал клещ, количество копий вируса в расчете на организм одной пчелы было в миллион раз выше, чем в колониях без клеща.
Кроме того, ученые заметили, что наличие Varroa резко снижало разнообразие геномов вируса DWV. За три года после заражения клещом количество типов вируса в пчелиных колониях падало с более чем десятка до одной-единственной вариации.
Ученые пришли к выводу, что вирусы присутствуют в колониях пчел всегда, но, в отсутствии клеща, остаются безвредными. Клещ же, который прокусывает покровы пчел и питается гемолимфой, резко увеличивает концентрацию вируса в пчелах, а из всех вариаций вируса в колониях остается только та, которая способна размножаться в самом клеще и лучше им переносится.
В результате устойчивая ассоциация между вирусом и клещом возникает примерно за 1-3 года. Примерно такой временной интервал отделяет вспышку вирусной инфекции от первого появления клеща в пчелиных колониях, что доказывает не только опыт Гавайев, но и других регионов.