Беспилотные автомобили смогут делать моральный выбор
Ученые доказали, что моральный выбор, который делают водители в экстренных ситуациях, носит вполне предсказуемый характер. Следовательно, можно создать алгоритм, который бы позволил беспилотным автомобилям принимать решения в рамках этической логики обычного человека.
К такому выводу пришли немецкие ученые из Оснабрюкского университета, чья статья опубликована в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.
По оценкам экспертов, уже к 2040-х годам больше половины автомобилей на дорогах будут управляться автопилотом. Это значительно снизит аварийность, поскольку большая часть ДТП происходит по вине человеческого фактора. Так, по данным властей, в Германии 67% ДТП случается из-за водителей, в США эта цифра достигает 93%.
Тем не менее, беспилотным автомобилям еще долго придется делить трассы с автомобилями, управляемыми людьми, а также иметь дело с пешеходами, выбегающими на дорогу в неположенном месте. Всё это будет создавать экстремальные ситуации, когда автопилот должен будет сделать моральный выбор и пожертвовать чьей-то жизнью. Встает вопрос – какими правилами ему следует при этом руководствоваться?
До сих пор попытки создать кодекс поведения беспилотного автомобиля порождали бесконечные споры об этических ценностях. Например, в своде правил, разработанном Министерством транспорта Германии, говорится, что беспилотный автомобиль не должен объезжать ребенка, который выскочил на проезжую часть, если для этого придется сбить взрослого пешехода, идущего по тротуару и непричастного к созданию аварийной ситуации. Однако далеко не всем это предписание покажется морально безупречным.
Беспилотные автомобили будут вести себя как люди
Авторы статьи предложили пойти по более простому пути и разработать алгоритм, который бы позволил беспилотным автомобилям имитировать моральный выбор водителей-людей, даже если он не всегда самоочевиден. Если автопилот в экстремальных ситуациях будет вести себя так же, как среднестатистический человек за рулем, то появление беспилотных транспортных средств не добавит ничего нового к происходящему на дорогах, и проблема просто отпадет.
Чтобы смоделировать поведение водителей, ученые провели эксперимент, в котором приняли участие более 100 немецких студентов. С помощью оборудования для 3D-видеоигр добровольцы управляли движением виртуального автомобиля, когда на его пути внезапно появлялось препятствие в виде человека или домашнего животного. Участники могли или продолжить движение по прямой, или же свернуть в сторону, но в этом случае им приходилось сбить кого-то еще.
Выяснилось, что в среднем люди ведут себя в таких ситуациях предсказуемым образом. Например, они чаще предпочитают сохранить жизнь ребенка и пожертвовать жизнью взрослого, а также сбить мужчину, но объехать женщину. Время, отведенное на принятие решения, также значительно влияло на поведение водителя – чем дольше участник эксперимента мог раздумывать, тем реже он сворачивал в сторону, тем самым как бы снимая с себя ответственность за возможные последствия такого выбора.
«Мы обнаружили, что человеческое поведение при наличии моральной дилеммы может быть легко смоделировано на основании ценности, которая приписывается участником дорожного движения каждому человеку, животному и неодушевленному объекту», - пояснил Леон Шатфилд, соавтор работы. А это значит, что разработчикам не составит труда создать алгоритм, который бы позволил беспилотным автомобилям принимать «человеческие» решения и тем самым имитировать обыкновенных водителей.