Ученые разгадали тайну львов-людоедов
Биологи выяснили, что львы начинают охотиться на людей не из-за недостатка обычной пищи, а из-за проблем с зубами.
К такому выводу пришли американские специалисты, чья статья опубликована в журнале Scientific Reports.
Объектом исследования стали два льва-людоеда, терроризировавшие строителей-железнодорожников в кенийской провинции Цаво в конце XIX века. Пока их не пристрелил английский полковник Паттерсон, животные растерзали по меньшей мере 35 человек. По мотивам событий был снят фильм «Призрак и тьма».
Авторы статьи решили выяснить, что же подтолкнуло львов к людоедству. Исследование стало возможным благодаря тому, что скелеты хищников попали в коллекцию Филдовского музея естественной истории в Чикаго. Кроме того, ученые работали с останками льва-людоеда из Зимбабве, погубившего в 1991 году шесть человек.
Когда в Цаво промышляли львы-людоеды, там стояла двухлетняя засуха, а также наблюдалась чума рогатого скота. Поэтому считалось, что львы переключились на людей из-за пониженной численности копытных. Однако анализ зубной эмали львов показал, что это объяснение не имеет отношения к реальности.
Во время голода львы начинают есть падаль и обгладывать кости, подобно гиенам. Но по царапинам на эмали львы-людоеды больше всего напоминали львов из зоопарка, которые питаются мягкой пищей. Поэтому, считают ученые, на путь людоедства львы встали из-за больных зубов, а не под влиянием голода.
У того льва, который, судя по изотопному составу костей, съел больше всего людей, зубы находились в особенно плачевном состоянии. В частности, у животного были воспалены корни зубов, что вело к резкой боли при поимке добычи. Схватить такими зубами человека гораздо проще, чем зебру или буйвола, говорят ученые.
Другой лев из Цаво, который налегал на человечину не так сильно, мучился от зубной боли меньше. Получается, чем сильнее страдает лев от проблем с зубами, тем больше у него стимулов перейти на питание людьми. Подобным образом человек с больным зубом начинает переходить с яблок и орехов на питание манной кашей.
«В наши дни о львах-людоедах почти ничего не слышно, но по мере того, как людей становится всё больше, а обычной добычи – всё меньше, питание человечиной будет выглядеть для многих львов всё притягательнее», - пояснила Лариса Десантис, соавтор статьи.